4. Ромбовидный камень с надписью. Самое обидное, что надпись я расшифровывала, и писала в мобильный, но сообщение не сохранилось. Запомнилось, что была двойная фамилия, я явственно ощущала дефис. Теперь опять – все буквы с нами, а не могу прочитать. И крупное фото надписи не сделала почему-то.
5. Могила Глиноецкого в хорошем состоянии. Вот наконец-то захоронение собственно военного (не считая Вревского, о котором ниже), правда, согласно эпитафии, не убитого в бою, и не умершего от ран.
Начальник
13 (нрзб) дивизии
Николай Павлович
Глиноецкий
Родился 25 мая
1830 г.
Скончался на маневрах
19 августа 1892 г.
6 и 7. Вревские. На них кто-то потратился. Красивое надгробие "Чаю воскресения мертвых", венки. Его видно с "того берега" монастыря очень четко. Федюхины горы – в войну 1941-44 в Севастополе это Федюхины высоты – значимое место с точки зрения укрепсооружений и рельефа местности. А проще говоря – горы огромные, с которых хорошо обороняться от врага. Там сейчас полигон, где взрывают все, что нашли в Севастополе взрывоопасного. Все изрыто воронками, свежими и 40-х годов.
Генерал-адъютант
Барон
(нрзб) Александрович
Вревский
Род. 18 мая 1810 г.
Убит 4 августа 1855 г.
В сражении
при Черной речке
на Федюхиных горах
Баронесса
(нрзб) Сергеевна
Вревская
Рожденная
Княжна Щербатова
Род. 29 Ноября 1812 г.
Сконч. 16 Сентября 1889 г.
8. Вертеиль. Почему-то в дательном падеже, а фамилию не склоняют как мужскую (Вертеилю?) А может быть, ВертеЙль имелся в виду...
Шт-Капит.
Борису Борисовичу
Вертеиль
Род. 24 Сент. 1853 г.
Сконч. 22 Апреля 1883 г.
От Товарищей сослуживцев
Офицеров Крымского дивизиона
(нрзб)
9. Веймарн. Третье и последнее из сохранившихся надгробий воинов, погибших в бою.
Здесь покоится тело Начальника Штаба 3-го пехотного корпуса Генерал-Майора Петра Владимировича Веймарна, убиенного в сражении при речке Черной на Федюхиных горах 4 августа 1855 г. Памятник сооружен товарищами и сослуживцами.
При описании эпитафий я вынуждена переводить старорусский с "ятями" на современный язык - надеюсь, без ущерба для смысла.
Отдельное захоронение в кустах сирени – даже не принадлежит территории кладбища, но если (вероятнее всего), это могила жителя скита, монаха, то она в печальном состоянии, кроме креста и оградки ничего нет. Я датировала бы ее 60-70 гг. прошлого века. Впрочем, уже ясно, что жителей Успенского Скита состояние монастырского кладбища волнует не более чем жителей, скажем, Заполярья.
Остальные 24-9=15 заметных захоронений отмечены в той или иной степени сохранившимися надгробиями, камнями, остатками намогильных сооружений. Все фото будут на моем сайте, здесь в отчете их приводить не имеет смысла, вот только некоторые (надгробие и рядом белое "украшение", склеп).
Еще несколько фото "камней" - надгробий Успенского некрополя...
Мои друзья уже волновались и махали с "того берега" руками. Возвращаться пришлось быстрее, чем планировали, так как в горах собиралась гроза. Снимали меня прямо с недостроенной стены укрепления, не дожидаясь, пока я поползу снова по траве в обход. Вниз, кстати, по траве, совершенно не так вдохновенно ползти, чем вверх. Какая-то женщина – сотрудник монастыря – заподозрила моих спутников в использовании нижних укреплений в качестве возможного WC, о чем громко кричала, аки одесская торговка рыбой. И не поверила, даже когда увидела меня, мрачно свисающую с противоположной стены.
Обратно мы съехали на машине к автобусной станции. По пути сфотографировала настоящие, на мой взгляд, "каменные кельи", какое-то захоронение в горах (крест на фото, и лесенка как будто) и собственно, грозовые тучи в скалах.
На обратном пути в Севастополь остановились еще поесть клубники и сфотографировать современное татарское кладбище в районе села "Красный Мак" – ровными рядами такое аккуратное кладбище. Неподалеку обычный сельский погост, а татарское – отдельно. Только сейчас обратила внимание (добавляя фото), что на надгробиях как будто использован тот же принцип, что и на ханском кладбище – шапочка женская и чалма мужская. Но есть и современные могилы, с изображениями на мраморе.
На прощанье еще фото, которые характерны, но нет для них темы – фонтанчик у монастыря, и коровка в специальном коровнике ест сено. И настоящая крымская ящерка, которая нас не испугалась.
Спасибо всем за внимание.
10 мая 2009 г.
Анна Косова
|