Путешествие из Москвы на кладбища С.-Петербурга, часть 2


ДЕНЬ ТРЕТИЙ. Кладбища Александро-Невской лавры (19 сентября 2015 г.)

     Наступивший день обещал быть интересным, ведь нам предстояла поездка на кладбища Александро-Невской лавры. А там столько, можно сказать, старых знакомых: Достоевский, Чайковский, Глинка, Ломоносов, Мусоргский дедушка Крылов и др. А пока, после завтрака устроили с Петром перекур на лавочке у фонтана.

     Не успели отъехать от гостиницы пару километров, машина ни с того, ни с сего начала жутко пищать. И эти всё убыстряющиеся сигналы, похожие на точки с паузами, в конце как бы слились в непрерывную линию монотонного, но истошного писка. Будто в машине давно должно было что-то взорваться, но почему-то не взорвалось.
     Срочно припарковались. Женя схватила толстенный том, очевидно, с инструкциями по автомобилю, стала читать раздел, посвящённый звукам, которые автомобиль может издавать при возникших неисправностях. Но именно такие звуки проектировщики машины в книге почему-то не описали.
     И что это было? Глюки в электронной начинке, или призыв к шумной истерике и крикам в мобильный телефон о срочной эвакуации авто в спасительный сервисный центр? Так и не поняли.
    Но, делать нечего, завелись, поехали, а минут через 10, опять раздался протыкающий барабанные перепонки писк.
     Снова остановились, Женя с Петром обсудили проблему, но диагноз, понятно дело, поставить не смогли, но кое-какие меры всё же приняли. Может они сработали, а может ещё что, но дальнейший путь до лавры мерзкий писк нас не тревожил.
     Лавра встретила нашу компанию субботним многолюдством, но оно не отразилось на фотографиях.

     Архитектурно-религиозные ценности Александро-Невской лавры нас, может, и влекли, но не так сильно, как могилы. Потому, едва мы увидели за низенькой оградкой памятники среди деревьев, поняли: нам сюда...
     Мы оказались на так называемой Коммунистической площадке. Могилы людей, некогда высоко оценённых советской властью, возвышаются и в зарослях, и на зелёном газоне. Легко догадаться, что в прошлом веке, эти монументы соседствовали с могилами не столь заслуженных людей, но могилы этих людей давно стёрлись с лица земли, но их можно себе представить.

     Из всех деятелей, могилы которых я увидел на Коммунистической площадке, мне знакомы только три имени Давид Трилисер, Эйно Рахья и врач И.И. Греков. Имена остальных - ничего не говорят. Но побродить среди памятников интересно, главным образом потому, что на многих из них отражена суровая эпоха, когда разрушив старый мир, большевики строили свой, новый, и верили в него, и готовы были раде него принести в жертву и других, а часто и самих себя.

     Но долго здесь задерживаться не хотелось, куда больше манили другие кладбища лавры. Первым из них посетили...


Никольское кладбище

      Никольское кладбище произвело сильное впечатление. По нему хочется гулять, позабыв тревоги и заботы, забыв о времени. Хочется не торопясь осматривать со всех сторон каждый из его многочисленных склепов или покосившихся крестов, любоваться отражениями могил и строений на водной глади пруда, запихивать в фотоаппарат все интересные образы, чтобы раз и навсегда их запомнить.
    Таковы мои эмоциональные впечатления от посещения Никольского кладбища.

     Но это не всё, что хочется сказать о Никольском кладбище. Очень много встречается захоронений, которых не пощадило вовсе не время, а злая человеческая воля, обрушившая на них свою первобытную ярость, будто мстя тем, кто здесь похоронен, за то, что они когда-то жили на земле.

     А вот над этими захоронениями, похоже, потрудилось именно время, а природа сделала их смерть красивой.

     Проходя мимо одного разрушенного склепа, остановился. Склеп явно необычный, если внутри него множество пусть и бумажных, но икон. Возле склепа дама. Спросил у неё, чьё это захоронение, не могила ли святого? Дама мне что-то ответила, и я ушёл, уверенный, что у неё тут родня. А подошедшему через какое-то время после меня Петру дама поведала то, что не захотела рассказать мне... Эту историю здесь пересказывать не буду, но изложу её суть.
      Оказывается, существует предание, легенда, что в 1918 году в подвале дома Ипатьева погибла не вся семья последнего русского царя Николая 2. Наследник престола Алексей, будто бы избежал гибели, потому что его вовремя подменили двойником.
      Согласно этой легенде, двойниками хотели подменить всех членов царской семьи, но задумка удалась только с царевичем. И жил он после чудесного спасения под чужим именем, и умер в Ленинграде в 1946 году. И похоронили его в склепе, у которого я, а затем и Пётр, говорили с женщиной...
     Весьма любопытная легенда - одна из многих легенд о царской семье после её трагической гибели. Это ещё что, на днях прочитал более захватывающую версию, где утверждается: спаслась вся царская семья, а царевич Алексей стал знаменитым советским партийным и государственным деятелем Алексеем Николаевичем Косыгиным...
      (http://via-midgard.info/blogs/carskaya-semya-realnaya-zhizn-posle-mnimogo.htm )
      Ну, просто восхитительная версия!!! Кто выдвинет круче?

     Некоторое удивление у меня вызвал тот факт, что Никольское кладбище - действующее. Массовых захоронений там, конечно, быть не может, но небольшие и не очень бросающиеся в глаза участки под новые урновые захоронения я видел.

     Из наших современников, упокоившихся на Никольском кладбище, самые известные - Л. Гумилев, Г. Старовойтова, А. Собчак и митрополит Иоанн (Снычев). Есть там и отдельный участок, где хоронят кавалеров ордена Александра Невского и членов их семей.

     По Никольскому можно бродить долго, мы же себе такой роскоши позволить не могли - очень уж большую программу наметили на второй и последний день пребывания в Питере.


***

      Покинув Никольское, посетили Благовещенскую Усыпальницу, а затем "Некрополь мастеров искусств" и "Некрополь ХVIII" века. В Благовещенской усыпальнице, осматривая могильные плиты и красивые статуи, я думал о том, что меня сейчас окружают лежащие в прахе сильные мира сего минувших веков. Через их плиты прикасаешься к истории, но она, на самом деле, не более чем миф, сказка для взрослых о минувшем, которое мы можем себе представить, но никогда - не увидеть, не почувствовать, не понять.


Некрополь мастеров искусств (Тихвинское кладбище)

     Это кладбище больше похоже на парк. Могилы от дорожек отделяет живая изгородь. На перекрёстках аллей - столбы с указателями. Имена на табличках ни у кого не вызывают вопроса "а кто это?".

      Подспорьем служит и листочек с планом некрополя, который выдают при покупке билета. Но листочек с планом не особо нужен, ведь в какую бы сторону ты не шёл - видишь могилы тех, чьи имена знаешь с юности, хотя, конечно, немало там похоронено и людей, чьи имена в наши дни не столь на слуху. Но если кому интересно, в энциклопедиях их найти можно.


     А вот могила этого человека меня заинтересовала.

      Она, если так можно сказать, "поселилась" в Некрополе мастеров искусств совсем недавно - в 2011 году. В ней упокоились останки некогда известного русского промышленника и мецената, Дмитрия Егоровича Бенардаки (1799-1870).
     В публикациях пишут, что Д.Е. Бенардаки был похоронен в Санкт-Петербурге, под алтарём Греческой Посольской церкви, которую сам в своё время и построил. В 1962 году церковь снесли, так как этом месте было запланировано возведение концертного зала "Октябрьский". Во время разборки развалин рабочими была найдена могила - под плитой металлический гроб, внутри него гроб деревянный, и в нём хорошо сохранившаяся мумия в богатой одежде. Из похоронной записки, найденной в свинцовой коробке, находившейся рядом с телом, стало ясно, чьи были найдены останки, но к тому времени о Д.Е. Бенардаки уже мало кто помнил.
      После обнаружения могилы, мумию отправили в 1-й городской судебно-медицинский морг, и дальнейшая её судьба более 40 лет оставалась неизвестной. В 2006 году, члены петербургского греческого общества начали поиски останков Д.Е. Бенардаки, дабы достойно похоронить на одном из кладбищ С.-Петербурга.
      Фрагменты останков Д.Е. Бенардаки были, в конце концов, найдены в запасниках музея СПб. ГУЗ "БСМЭ".
     После судебно-медицинского исследования (2010 г.), подтвердившего, что останки принадлежат Д.Е. Бенардаки, их в 2011 году с почестями предали земле на территории Некрополя мастеров искусств. Такая вот почти детективная история.
     И ещё несколько фотографий.


Некрополь ХVIII века (Лазаревское кладбище)

     Как не странно, но Некрополь ХVIII века, несмотря на дышащие стариной надгробия, такого впечатления, как я ожидал, не произвёл. Он напоминает некрополь Донского монастыря в Москве, но здесь так тесно. Со всех сторон тебя окружают каменные громады, испещрённые трудночитаемыми надписями. Они наваливаются на тебя самой тяжестью минувшего. А вокруг - люди. И экскурсоводы, лишёнными жизни лекционными голосами озвучивают давно выученные тексты о той или иной могиле, представляющей исторический интерес. И нет ощущения, что это - кладбище. Хотелось бы мне побывать на нём, когда оно было именно кладбищем, а не музеем. Да только машина времени до сих пор не изобретена...


      А вот этот снимок я назвал "Дама беседует по мобильному телефону":

      Заходили и в Лазаревскую усыпальницу. Мне она напомнила Благовещенскую усыпальницу. Особенно произвели впечатление позолоченные плиты на могилах Шереметьевых.
      Спросил у смотрительницы: а что, действительно золотые? Она ответила примерно так: Шереметьевы, конечно, были люди богатые и могли себе позволить плиты из золота, но нет - не золото... И думаю, она говорила правду. Если бы они были золотыми, то не дошли бы до наших дней. Это смело можно утверждать, зная, какие потрясения наша страна пережила после 1917 года.

     Вдоволь нагулявшись по кладбищам, решили отдохнуть и перекусить в столовой, находящейся неподалёку от лавры.
      В этом месте сделаем перерыв, и продолжим повествование в третьей, заключительной части.

Двамал     
30 сентября - 12 октября 2015 г.     

/Все отчеты/


          При полном или частичном использовании материалов ссылка на НП "Общество Некрополистов" обязательна.
          © Некоммерческое партнерство "Общество Некрополистов" 2008 г.