В чудесных краях Валдая (часть 3)


"Новое" гражданское кладбище в г. Валдай

      Кладбище расположено на окраине города, на улице Песчаная. Занимаемая площадь – 15 гектаров. Количество участков на кладбище — 8700. Вообще, начать разговор о Валдайских кладбищах следовало, вероятно, с небольшой исторической справки о том, что на территории Валдая находят могильники самых древнейших времен. Это и сопки и курганы и жальники.
      Жальники – это могильники из грунтовых могил, на поверхности обозначенные камнями в виде круга, овала или четырехугольника. Это местный севернорусский термин, означающий "кладбище, могильник, скудельня, погост". Он восходит к праславянскому zal - "скорбь, горе, печаль". Между тем, местное население называет жальниками также старые, заброшенные кладбища, целостно огражденные крупными валунами, а также могильники с каменными крестами.
      Сделаю небольшое лирическое отступление. Мне, слово «жальник» напомнило поэтическую мифологию Ильи Тёроха, который в одном из своих произведений, подробно описывая отход и метания новопреставившейся души, рассказывает о том, какую роль играют в этом процессе дочери Перуна – Мара (смерть), Жива (жизнь) и Желя (Жалость). Так вот по этой раскладке, Желя, расстраивает, «травит» души близких покойного, чтобы они через слезы избавлялись от пожирающего их горя:
    
Прояви свою любовь,
Встань, пол слова хоть промолвь,
Да застий мою ты горесть,
Да развий мою ты болесть!
Встань, мое серденько, встань,  
И хоть раз на мене глянь!»
Тут вдовонька вновь сомлела
Ниц упала коло тела,
Родичи её взяли, 
В сторону прочь отвели
Желя ж  собирала слезы
Деду Перуну на розы
Плакала здесь вся оселя
Ибо жалостная Желя 
Жалом жали жалила.
Жалила она наспех
Баб, людей, детей и всех
Из очей лилась слезами,
По лицу текла струями
Облегчала так сердца 
От горевного гостца.

     И. Терох. «Серый свет»         

      Первые жальники в Новгородской земле появились в XI в., но основная масса их относится к XII-XIV вв. Исследованиями установлено, что, по всей видимости, жальники являются местным явлением, так как распространены "почти исключительно в пределах древних новгородских вотчин". В краеведческом музее Валдая находятся фотографии древних захоронений «сопок» в районе деревни Борисово.

      В том же музее выставлен каменный крест с могильника 10-12 века.

      Путеводители по Валдаю указывают: «Если за современным городским (новым) кладбищем свернуть с шоссейной Станковской дороги направо, проселочная дорога приведет к озеру, где в 200 м от залива, перед спуском, справа от дороги находится погребальное сооружение древних славян IX - X века - сопка высотой 3 м, поросшая лесом, поэтому вблизи ее контуры расплывчаты».
      К сожалению, мне не удалось добраться до тех мест. Да и до самого кладбища добиралась с приключениями. Кладбище находиться в 5 км. От центра города. Туда ходит автобус. В день своего пребывания на Валдае я дождалась автобуса, купила, как и положено, талон за 18 рублей и приготовилась созерцать плывущие за окном окрестности. Однако, автобус «чихнул» пару раз и от остановки так и не отъехал – сломался. Мы сдали свои билетики и снова вышли на остановку. Привыкшая к столичному расписанию автобусов (не успел на один, через 10 минут уедешь на другом) я была полна оптимизма и удивлялась, почему разочарованно охая «расползаются» с остановки местные бабушки. Вскоре я узнала, что автобус этот один. И если он сломался, то сломался. Это событие городского масштаба и никакого другого автобуса уже не будет.
      В итоге расстояние до кладбища я оттопала пешком.

      Под конец пути большой радостью для меня стало увидеть в густой зелени купола маленькой голубой церкви. Это была церковь в честь иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение». Церковь совершенно удивительная. Она вся срублена из сосны и изнутри похожа на избушку. В церкви было солнечно, пахло смолой и полевыми цветами. Уже вернувшись в Москву, я прочитала, что церковь совсем новая, её освятили в июне этого года.

      Мне не удалось найти информацию о времени основания данного кладбища. Могилы, которые я видела, относились преимущественно к 90-м годам. Но кладбище огромное, возможно, что до более ранних захоронений я просто не добралась. К тому же на старом церковном кладбище (о нем будет рассказано в 4 части валдайских рассказов), захоронения велись разве что до конца 70-х годов. Значит новое Гражданское кладбище основано примерно в 80-х годах. Однако уже в 2008 году мэрия Валдая (звучит то как!)) задавалась вопросом о том, что новое кладбище уже переполнено и необходимо его либо расширять, либо искать новое место. Пока же кладбище расширяется судя по всему спонтанно, так как практически заброшенные, неухоженные могилы с маленькими деревянными крестами без табличек (захоронения неопознанных?) уходят уже далеко в лес и поле за границы кладбища.
     Само кладбище является довольно обычным и для исследователя представляет интерес разве что спецификой оформления некоторых захоронений.

      Специфичными являются памятники с изображением вырезанных по мрамору пейзажей либо церквей с куполами на фоне все тех же пейзажей. И если изображения церквей не вызывают особых эмоций, то традиции украшать надгробия видами родной природы кажется трогательной.

      Еще интересный местный вид надгробия. Некий гибрид солдатской пирамидки и имитации церковной архитектурной символики.

      А вот такие «капсулы», чем-то напоминающие киоты. На старом кладбище их очень много. «Капсулы» заполняются фотографией усопшего, искусственными цветами, иногда лентами. Со временем это все выцвечивается, осыпается и выглядит достаточно живописно и загадочно.

     Эпитафия на надгробии, которое, судя по всему, дети установили своим родителям.

      На этом знакомство с новым кладбищем Валдая подошло к концу, и я отправилась снимать старое кладбище при церкви Петра и Павла, о котором будет рассказ в следующей, завершающей части.


Продолжение


Лада (LNT)     
август 2015 г.     

/Кладбища России/


          При полном или частичном использовании материалов ссылка на НП "Общество Некрополистов" обязательна.
          © Некоммерческое партнерство "Общество Некрополистов" 2008 г.
          Дизайн и разработка – Двамал, Денис Шабалин