Встреча Общества некрополистов 7 марта 2015 года
      В субботу, 7 марта 2015 года, прошла очередная встреча Общества некрополистов, которую мы провели на Ваганьковском кладбище. В этот раз пришло к нам много гостей, то есть целых три человека. Для нас это много – потому что каждому надо отдельно уделить внимание и показать то, что интересно конкретно ему. Уже во второй раз на встречу приехали наш новый знакомый, скульптор и реставратор Константин Синявин http://ksinyavin.com/, историк и журналист Иван Просветов и Александр Будзинский - историк, москвовед, сын первого чемпиона СССР по «борьбе вольного стиля», как называлась раньше борьба самбо. Его отец учился непосредственно у самого В. С. Ощепкова - основателя самбо и дзюдо в нашей стране – человека, ставшего легендой. Александр Андреевич принес альбом с фотографиями первых чемпионов страны, показал снимок своего отца Андрея Будзинского. Кстати, в интернете мало (почти нет) его снимков, поэтому я пересняла его. Еще в альбоме хранятся письма, присланные его отцу. Там крайне любопытный адрес - чемпион жил в …ГУМе. На третьем этаже в аудитории 230. Но письмо отправлено во время войны, когда ГУМ использовался, как жилое помещение. Писал письмо Неведомский – еще один известный спортсмен. Он погиб трагически и похоронен на Ваганьковском, однако мы пока не нашли его, неизвестна дата смерти, нужно перебирать данные за весь год.


НАДЕЖДА ЛАМАНОВА – РУССКАЯ КОКО ШАНЕЛЬ

Я подумала, что буду перемежать рассказ о наших встречах и наших гостях с историями о персонажах, на чьих могилах мы бываем. И конечно, больная тема - люди, находящиеся в жутких дебрях. На Ваганьково заброшенных и заросших мест много, и в одном из непроходимых дебрей покоится первый русский кутюрье - Надежда Петровна Ламанова. Она являлась "поставщицей двора Ея Императорского Величества". Императрица Александра Фёдоровна - супруга Николая II - одевалась у нее.
      Ламанова стояла у истоков российской и советской моды XX века. Она автор костюмов к спектаклям МХАТа, кинофильмам "Аэлита" (1924), "Цирк" (1936), "Александр Невский" (1938). Она же и руководитель первого советского Дома моды, открытого в 1934 году на Сретенке.

      Среди клиенток Ламановой были аристократки, представительницы крупной буржуазии, актрисы и богема; Мария Ермолова, Ольга Книппер-Чехова, Лиля Брик. Сейчас 14 платьев последней российской императрицы от Надежды Ламановой выставлены в музее Эрмитаж.
      Среди друзей Ламановой был известный художник Валентин Александрович Серов. По горькой иронии судьбы, последней его работой стал портрет Ламановой, который он не успел закончить из-за преждевременной смерти.

      О ней упоминает даже Марина Цветаева в поэме «Полотёрская». О Ламановой знали не только богатые и знаменитые, но и полотёры.
                               
 
Тише сажи, мягче замши…
Полотеров взявши в дом —
Плачь! Того гляди, плясамши,
Нос  богине отобьем.

Та богиня — мраморная,
Нарядить — от Ламановой,
Не гляди, что мраморная —
Всем бока наламываем!                        

Художница прожила долгую и сложную жизнь, побывала в Бутырке – как придворный модельер, могла и не выйти оттуда – но пишут, что ее вытащил Максим Горький, чья жена тоже хотела одеваться у Ламановой.
      Надежда Петровна работала до самого последнего дня жизни. Продолжала ходить во МХАТ на работу и в начале Великой Отечественной войны, когда ей было уже 80 лет. Однажды, подойдя ко входу в театр, она увидела, что он закрыт. Труппа была эвакуирована, а Ламанову... забыли, как Фирса из «Вишневого сада». Расстроенная женщина пошла домой и по дороге умерла от сердечного приступа. Это случилось 15 октября 1941 года.
      Сложно осуждать работников театра, который забыл о ней. В те дни немцы наступали, никто не верил, что город выстоит, в Москве уже начали жечь архивы, чтобы они не попали в чужие руки. Никто толком не знал, живы ли твои коллеги, в городе ли они, а, может, нашли возможность уехать.
      Могила Надежды Ламановой на третьем участке, она не пропала, пожалуй, только потому, что там похоронено много ее родных. А вот подобраться к ней почти невозможно. Искать ее - это как искать пейот, если кто любит Кастанеду, тот знает, что найти пейот могут только посвященные. У нас таким посвященным выступил Генри. Он указал на обширный участок зарослей и сказал – « где-то здесь!» «Где-то здесь» не имело ни четких тропинок, ни даже тайных тропок – всё оно заросло оградками не ниже метра в высоту. Наконец, мы выбрали путь через самые низкие из них, при этом отыскивая щели между деревьями и памятниками. Протискиваясь в пространство между деревом и временным крестом, я подумала, что если вместо временного тонкого креста поставят памятник, мы тогда уже чисто физически не сможем попасть на могилу кутюрье.
      Сама могила окружена перекошенной оградкой, но, вероятно, здесь когда-то росло крупное дерево, которое покорежило ее. Имя художницы тоже найти сложно, ее фамилия и инициалы в нижнем ряду маленькой серой плиты - Ламанова Н.П.
      Буквы сейчас только угадываются, никто из «непосвященных» уже не пройдет сюда. Тем более, что зимою надпись не видно из-за снега, а летом ее закроет трава.
      И в то же время должна сказать, что сейчас Надежда Ламанова очень популярна! Каждый год в Москве проходит конкурс ее имени под патронажем Вячеслава Зайцева! В этом году он пройдет уже в ХХII раз. Прием заявок продлится до 26 марта.
     http://yegorzaitsev.ru/agency/?page_id=20404
      Еще в интернете есть снимки ее работ, сделанные историком моды Александром Васильевым, он бы тоже мог позаботиться о могиле. Да, полагаю, что и во МХАТе хорошо помнят, кто она такая.
      Господину Зайцеву мы уже написали письмо. Ответа, как можно предположить, пока нет. Если ответа так и не получим, придется нам весной одеться похуже - не от кутюрье - придти на ее могилу, вырвать траву, подрисовать надпись, чтобы она читалась. Нельзя допустить, чтобы могила Надежды Ламановой исчезла.


СНОВА В ДЕБРИ

      От нее мы направились на могилу Виктора Спиридонова - еще один человек-легенда, первый, кто написал учебники по самозащите. Его считают одним из основателей самбо в России. Нам о Викторе Спиридонове, как о первооткрывателе, рассказал Давид Рудман – первый чемпион мира по самбо. …Я понимаю, что слово «первый» прозвучало уже не раз, но так уж сложилось. На Ваганьковском много интересных людей. О Спиридонове и о том, как шла подготовка памятника, мы писали много. Я и Лида Нарцева были на промежуточных мероприятиях, связанных с разработкой памятника. Работал над бюстом Александр Рукавишников, известный скульптор, который создал памятник бесплатно, а материалы и установку оплатила Федерация самбо Москвы.
      Бюст Спиридонова привел в полное восхищение Александра Будзинского, он даже поаплодировал.

      …По дороге от Ламановой к Спиридонову наше внимание привлек необычный памятник – огромное прозрачное пластиковое яйцо. Оно заметно издали.

      Ничего подобного я лично не встречала раньше. В разных культурах значение яйца, как символа, схоже. «Это один из первых религиозных символов, в зародыше которого заключено все, что когда-либо будет создано. Вместилище всего сущего, яйцо содержит в себе зародыши жизни и движения, хотя и не обладает ни тем, ни другим; оно символизирует хаос, заключающий в себе семена всех вещей, которые остаются бесплодными до тех пор, пока Создатель не оплодотворит их своим дыханием…», «…Во многих космогонических учениях важную роль играет Космическое Яйцо. Зародыш всех явлений, а значит, и Вселенной, заключен в пещере; скорлупа яйца есть пространственные границы мира, а находящийся внутри зародыш (Золотой Эмбрион в Ведах) — символ неиссякаемого динамизма жизни в природе».
      Памятник принадлежит альпинисту. Прочесть о нем можно здесь:
      http://www.nec.m-necropol.ru/miklashevskiy-mika.html
      Потом мы пытались отыскать могилу Романа Кима, о котором в апреле выходит книга Ивана Просветова, но долго не могли это сделать. Хотя в итоге оказалось, что найти ее легко. Вот всё надо записывать! …Когда мы уходили с Ваганьковского, Иван вдруг сказал, что теперь-то он понимает, почему здесь можно ходить годами.

      Встреча закончилась, но наше общение в тот день продолжилось в художественной мастерской Елены Волковой - она является первой из художников - представителей наивного искусства, чья персональная выставка прошла в Третьяковской галерее (с 14 декабря 2005 по 15 января 2006).
      http://www.nec.m-necropol.ru/volkova-elena.html
      Художница не дожила немного до своего столетия, сейчас в мастерской ее музей, который создал ее сын Валентин Волков, известный художник. Именно он открыл талант своей мамы! Будучи уже признанным художником, он увидел, что и мама его тоже хочет писать. Он дал ей такую возможность, и оказалось, что у пожилой женщины настоящий природный дар. Правда, мы почему-то хорошо знаем имя представителя наивного искусства - грузинского художника Пиросмани - и мало знаем своих – например, Елену Волкову.
      Музей Елены Волковой - частный, работает «по звонку», просто так не попасть. Но нас давно приглашал туда Валентин, а мы все никак не могли добраться. Он показал работы матери, сказал, что она для него – всё. Содержание мастерской стоит приличных денег, поэтому он работает без перерыва, чтобы иметь возможность выставлять работы матери. Он считает, что надо беречь всё, что нам остается от бабушек и дедушек, всё надо хранить, и всех их надо выслушивать, иначе прошлое исчезает без следа. В его музее можно увидеть фото Елены Волковой в молодости, и в пожилом возрасте. И, конечно, здесь множество ее картин.

      О необходимости сохранять память о прошлом, он говорил долго, часть беседы я записала на видео. Ссылка:
      http://youtu.be/QabWRVxv7rQ.
     Но думаю, мы еще не раз увидимся.

     Следующая встреча Общества некрополистов состоится в апреле 2015 года, следите за новостями сайта.

Елена Черданцева     
март, 2015 г.     

/Все встречи/


          При полном или частичном использовании материалов ссылка на НП "Общество Некрополистов" обязательна.
          © Некоммерческое партнерство "Общество Некрополистов" 2008 г.
          Дизайн и разработка – Двамал, Денис Шабалин