Встреча Общества некрополистов 3 декабря 2011 года
     3 декабря 2011 года на Новодевичьем кладбище прошла очередная встреча Общества. Она была открытой, приглашались все желающие. Правда, утро субботы могло охладить пыл этих желающих: погода оказалось совсем "нелетной", дождь, мокрый снег, лужи, холод, и "всё в одном флаконе".

По радио в машине передали, что Дед Мороз в запое, потому и снега нет.

Примечание. В связи с "дивной" погодой фоторепортаж у нас получился ниже среднего, объективы запотевали, надписи на памятниках из-за сырости не читались. Если кого-то заинтересует, то все упомянутые здесь памятники есть на сайте "Могилы знаменитостей". Их можно посмотреть там.

     Однако народу все же собралось много, в том числе и гостей, пришли Аня и Лена, которые уже не раз были на встречах. Еще дама по имени Ира, и отставной военный дирижер - Олег.
     Разбрелись все небольшими компаниями. Мы пошли "в поход" вчетвером, Лида, Наташа, Женя Долгих и я. Девушки даже купили цветы, собираясь положить их самым-самым любимым, а подошедший к нам Сергей Мержанов предложил выдирать по лепесточку, чтобы хватило всем. Великих людей на Новодевичьем так много, что одним букетом не обойдется. Так и вышло, Женя, пришедшая с большой кучей гвоздик, сначала клала на могилы по два цветка, потом начала по одному...
     Что рассказать о Новодевичьем? Оно меньше всего напоминает кладбище, скорее - музей под открытым небом, где память о великих делах великих людей увековечена великими скульпторами для лучшего отражения их величия (и величия скульпторов) в истории. ...Употребив столько раз одно слово, я все же пытаюсь не ерничать. Но первое, что бросается здесь в глаза - монументализм. Конечно, каждый имеет право выражать любовь своему ближнему так, как ему хочется, но в любви этой, здесь на Новодевичьем проявляется некая двойственность. Мне кажется, что раз уж человек сооружает на могиле подобие памятника Юрию Долгорукому на Тверской, то он явно делает это с целью, чтобы к нему "не зарастала народная тропа" (а то бы скромнее поставил, чтобы узнавали только близкие). Но ведь, как бы ни был хорош собой большой памятник, он требует пространства вокруг. Иначе тупо теряется среди себе подобных. Мы не видим замысел скульптора, потому что смотрим на шедевр или сбоку, или задрав голову высоко вверх, а то и вовсе "искоса, низко голову наклоня". Сфотографировать чудо-скульптуру еще труднее; она не влезает в кадр, но отодвинуться некуда, упираешься задом в холодный гранит соседей, и на снимках получаются отдельные детали - руки, ноги, головы...
     Ситуацию нам прокомментировал Сергей Мержанов, все-таки он архитектор (получилось, как рояль в кустах, но, тем не менее, правда). Дело в том, что родные знаменитостей, удостоенных чести лежать здесь, и после смерти своего родственника, часто продолжали соблюдать его прижизненный статус. Например, видят, что дважды лауреату Сталинских премий установлен памятник двухметрового роста, и решают, что "у нас должен быть трехметровый! Ведь наш-то покойничек бы трижды лауреатом!..."
     Мержанов рассказал смешную и грустную историю, как приходила на кладбище вдова одного генерал-полковника и измеряла линейкой памятник генерал-лейтенанту, похороненному неподалеку. Когда выяснила, что чужой памятник выше, чем тот, что стоит на могиле супруга, устроила скандал в администрации, потребовав укоротить монумент генерал-лейтенанта на 10 см! Ведь он ниже по чину, так почему его бюст выше?! Администрация не зная, как можно урезать памятник - по голову или по шею - в итоге посоветовала ей приподнять монумент на могиле мужа на 15 см. Ей объявили, что это не у соседей выше, а у нее ниже, значит, у нее памятник неправильный, вот и пусть сама исправляет. Она еще пошумела, но столь железную логику крыть было нечем, так и ушла ни с чем.
     ...Но размах - это только первое впечатление от Новодевичьего, я остановилась на нем, чтобы как-то прояснить историю сих мраморных джунглей. На самом деле здесь много очень хороших памятников, необычных, оригинальных, над которыми работали известные скульпторы. "Самые-самые" перечислять не буду, о них много информации в сети, но из оригинальных...

     Мержанов обратил наше внимание на стоящие рядом памятники Юрию Сенкевичу и Артему Боровику. Они выполнены в очень редком стиле деконструктивизма. Он был популярен в мире в 1980-х и начале 1990-х годов, но в России не прижился. Только здание музея Маяковского на Лубянке выстроено в таком стиле, а надгробий практически нет. Странные конструкции, вероятно, выражают парадоксальность жизни тех, кто похоронен под ними. И Сенкевич, и Боровик - оба хотели попробовать всё, меняли род деятельности, ничего не боялись, потом один погиб; другой, хоть и не погиб среди штормов, но надорвал сердце. То, что два памятника в таком редком стиле оказались рядом, Сергею кажется вполне закономерным. Так часто бывает, кто-то ставит первым, сосед у него заимствует. И возникает стихийный микро-ансамбль. Кстати, интересные эпитафии люди тоже заимствуют. Чаще это свойственно провинциальным кладбищам, две-три-четыре одинаковые эпитафии на одном участке, а потом хоть все кладбище обойди, такую надпись больше не встретишь.
     Архитектурную тему мы продолжили на могиле Андрея Вознесенского. Ведь он закончил архитектурный институт. Правда, сразу же написал о том стихи. Кратко цитирую:
        
Прощай, архитектура!
Пылайте широко,
коровники в амурах,
райклубы в рококо!
...Все выгорело начисто.
Милиции полно.
Все - кончено!
	Все - начато!
Айда в кино!

     Мержанов рассказал, что на могилах архитекторам часто ставят кубы. Куб или квадрат ассоциируется со статической устойчивостью. Это равномерная, равносторонняя (то есть, с точки зрения архитектуры, правильная) фигура. А у Вознесенского на могиле огромный шар. Он словно катится с горки, но его подпирает, не давая укатиться, небольшой крест. Здесь символизм тоже можно угадать: шар - фигура самая неустойчивая. Шар - символ древний, и с одной стороны он простой, а с другой - таинственный. Например, по нему странно и нелогично распределяются тени. По идее самым темным местом должно быть то, которое дальше всего удалено от света. У прямоугольных фигур так и есть, один бок освещен, другой нет... А у шара самая густая тень - на переломе света и тени... Но наверное, эти нюансы видят только художники, которым приходится шары и кубы рисовать, остальные просто не задумываются...
     Поэтому от изысков архитектуры мы свернули на тему артистов, оно всем ближе. Меня всегда напрягает отсутствие у памятников актерам фотографий. Хорошо, если рядом есть кто-то, кто помнит фамилии, а без провожатых просто теряешься. Так Лида показала нам могилу актера Василия Топоркова.

это он был гардеробщиком в фильме "Девушка без адреса", у которого главная героиня фильма проходила просмотр. Подошли к могиле актрисы Ольги Андровской.

Наташа сказала, что считает ее образцом истинной женщины, поэтому я, вернувшись домой, сразу полезла в Интернет, надо же вспомнить образец.
     Мне показалось, что памятники актерам сделаны с большим вкусом и любовью, чем генералам и маршалам. Мы постояли у могилы Олега Янковского, надгробие у него легкое, изящное, ненавязчивое из белого камня, без лишних деталей. Тоже без снимка, но с другой стороны, непонятно, какое бы фото тут могло вписаться? Каждый зритель запоминает артиста в том образе, который ему - зрителю - ближе. А семья может и вовсе помнит его таким, каким его не знал никто. И какой портрет вешать? На памятнике Олегу Ефремову тоже нет снимка,

зато видно, что сделан он в том же стиле, что и памятник Чехову.

Даже шрифт такой же. Вообще этот старый участок, где Ефремов, Андровская, Осип Брик, Михаил Булгаков - очень уютный, если это слово применимо к кладбищу.

У ниши с прахом Брика лежали живые розы, хотя у него нет никаких значимых дат. Просто кто-то принес. ...Зато 29 ноября исполнилось 70 лет со дня подвига Зои Космодемьянской! Могила ее вся была в живых цветах, страшная смерть комсомолки не забыта.

Женя Долгих вспомнила и другую молодую героиню Нату Бабушкину.

Парашютистка, которая не побоялась испытать судьбу, покоится под скромной плитой в стене. Про Бабушнику можно прочесть на одном из сайтов, я не буду повторяться - http://www.letunij.narod.ru/Babushkina1.html
     На странные мысли меня навел участок со свежими могилами. Там похоронены Вячеслав Тихонов, Людмила Зыкина, Белла Ахмадулина, Людмила Гурченко, Сергей Михалков, Алла Баянова.

Дело в том, что не так давно в передаче у Андрея Малахова муссировалась тема наследства и наследников. И ведущий, заламывая руки в пароксизме пародируемой страсти, восклицал: "Какой позор! На могиле народной актрисы Зыкиной до сих пор нет памятника, а родня всё делит деньги!" Народ верит. Однако, когда попадаешь на могилу Зыкиной и ее соседей, никакого позора не замечаешь. Новодевичье - стихийный музей, и глупо здесь ставить обычную плиту, делать так уж шедевр. Но шедевры не создаются за пять минут. Да и много есть иных причин не спешить, сейчас их перечислять неудобно и ни к чему. Но в качестве информации просто хочется сказать, что буквально в нескольких метрах от Людмилы Зыкиной похоронен Сергей Михалков, также умерший в 2009-м. У него такой же крест и портрет. ...Почему никто из журналистов не решился снять могилу Михалкова, и завопить с первого канала, "что за позор?!", "почему сыновья экономят на памяти отца?!"
     ...Лукавство все эти истории с памятниками, идут они оттого, что на чьих-то родных тявкнуть можно, а на чьих-то нельзя. Или СМИ считают своим долгом использовать превентивные меры, типа "а вдруг не поставят?! Надо заранее подсуетиться"?
     ...Такие вот размышления, может не совсем в тему, но раз уж они приходят в голову на кладбищах, то почему их не записать. Кстати, о записках... Напротив могилы Людмилы Гурченко расположены пустые пока что колумбарные ниши. В них многие поклонники оставляют светильники, цветы, стихи.
     Хотя я тоже слукавила, сказав, что на Новодевичьем одни шедевры и монументы. Кладбище для всех. Здесь тоже есть и завалившиеся стелы, и неухоженные могилы. Меня больше всего поразила одна. Это известный человек, информация о нем есть на сайте Двамала - http://nd.m-necropol.ru/marzz.html.

Его и без монумента помнят, ведь записка свежая совсем.
     ...В какой-то момент мы поняли, что замерзли окончательно, и пошли к выходу. По дороге нашли могилу Вертинского, которую искали с самого начала и знали, что она там есть, но почему-то она ускользала из поля зрения.

Я все-таки хочу дать ссылку на мою любимую песню. Мне нравится, как это поет Гребенщиков, но есть и запись Вертинского.

http://www.youtube.com/watch?v=3PudR9I0H8M
http://www.youtube.com/watch?v=MdudA6VeV10&NR=1&feature=endscreen

     После Новодевичьего отправились в гости к Петру. Посидели у него, потом я подвезла всех до метро и заодно купила кошку. Захотелось отчего-то котеночка. Петя кричал мне позже по телефону, что раз ее помогли выбирать некрополисты, то и назвать надо каким-нибудь некрополистическим именем, например, Могила. Я ему сказала, пусть своих животных так называет. А впрочем, к земле котейку тянет... Она опрокидывает горшки с землей и в ней, очень счастливая, валяется. Думаю, скоро приклею горшки к поверхностям, в качестве решения проблемы...


Елена Черданцева     

/Все встречи/


          При полном или частичном использовании материалов ссылка на НП "Общество Некрополистов" обязательна.
          © Некоммерческое партнерство "Общество Некрополистов" 2008 г.
          Дизайн и разработка – Двамал, Денис Шабалин