Встреча Общества некрополистов 14 апреля 2018 года
      Суббота 14-го апреля оказалась одним из первых самых теплых дней весны. По Новодевичьему бродили толпы народу. Организованные группы и одинокие туристы, все они слышали о том, что здесь похоронены «Булгаков, Чехов, Ельцин, Олег Ефремов и еще много артистов».

      Члены Общества некрополистов, в отличие от туристов, собирались идти каждый своим путем. Я в тот день решила использовать маршрут Жени Долгих. Она когда-то создала экскурсию для своих друзей, игроков одного из клубов «Что? Где? Когда?». Маршрут построен так, что ты всё обходишь, не попадая дважды в одно и то же место, и кроме того для посетителей прописаны - в виде интеллектуальных загадок - вопросы о биографиях известных людей.

      Для моего похода у меня неожиданно нашлись «свободные уши». Оказалось, что наш старинный друг Пашук, между прочим, москвич, сообщил, что он впервые на Новодевичьем!

      - Тогда пошли обходить всех правильным путем! – обрадовалась я.

      Потому как наш коллектив удалялся в сторону новых могил и памятников, которые еще никто не видел. Ведь старые надгробия мало интересовали тех, кто здесь был много раз.

      - Пошли! – согласился Пашук.

      С собой мы взяли Женю Румянцева, Сергея Мержанова, и еще к нам присоединился «беженец из Лондона». Неожиданно вернувшийся в Москву член Президиума Российской ассоциации иллюзионистов (РАИ), автор сайта http://magicpedia.ru.html Андрей Федоров. Мы давно дружим, помогали Андрею разыскивать могилы фокусников, а потом он уехал в Лондон в командировку. К счастью, сейчас оттуда попросили уехать многих русских, в связи со скандалами, и мы, наконец, можем снова общаться в Москве.

***

      Как только заходишь на Новодевичье, сразу в первых рядах, справа, в зелени, виднеется белый памятник Александра Вертинского. Артист, поэт, певец, отец двух самых красивых актрис советского кино – Анастасии и Марианны Вертинских.

      Вертинский, скорее всего, относился к такой породе эстетов, которых нам уже и не понять. Пишут, например, что в Голливуде ему предложили сняться в фильме на английском языке; артист хорошо владел немецким и французским, но «не переносил английскую речь». Вертинский получил совет от Марлен Дитрих «преодолеть отвращение любого нормального человека и взять себя в руки», но сделать этого не сумел и потому отказался от съёмок. Однако, это не помешало ему принять приглашение М. Дитрих приехать в Голливуд и остановиться на её роскошной вилле в Беверли-Хиллз, где жили многие звёзды экрана, и прожить там какое-то время. …Вы себе представляете современного российского актера, отказавшегося от съемок в Голливуде из-за неприятия языка?! Я нет!

      Умер Александр Вертинский в 1957-ом. Биография его известна, более или менее, о ней можно прочесть и в интернете. Меньше мы знаем о его жене Лидии Вертинской. Она умерла совсем недавно, в 2013-ом, в возрасте 90 лет, в новогоднюю ночь. Все, кого ни спроси, считают ее актрисой. На самом деле она художник, а в кино попала случайно и сыграла всего лишь ПЯТЬ ролей, но при этом навсегда осталась в золотом фонде советского кинематографа. Необычная красота сделала ее исполнительницей ролей сказочных персонажей, вроде волшебной птицы Феникс в «Садко» (ее первая роль). Наверное, для земной реальности ее внешность слишком неправдоподобна.

      Мне кажется, о таких, как она, и надо снимать сериалы. Не про всяких кровавых барынь Салтыковых и им подобных, а о тех, кто жил настоящей любовью, хранил ее всю жизнь. История Вертинских интересна. Они познакомились в Шанхае. Ей тогда исполнилось 17, ему 51. Как тут не закрутиться роману?))) Потом войны, нужда, она рассказывала, что во время оккупации Шанхая японцами не было притока иностранных товаров, японцы не снабжали эмигрантов медикаментами, и даже таблетку аспирина достать было целой проблемой. Согласно её же воспоминаниям, перед каждым своим выступлением Вертинский выкупал фрак из ломбарда, а после выступлений сдавал его снова, до следующего раза.

      Они вернулись в Россию в 1943, когда Вертинскому, наконец, разрешили вернуться на родину. Он считал нужным быть со своим народом в тяжелое время. Взяв мать и трехмесячную дочь, Лидия поехала с мужем в воюющую страну…

      Она овдовела в 34 года. Пишут, что ей поступали предложения замужества, причем очень заманчивые, а она отказывалась. Хотя, казалось бы, молодая женщина, двоих детей надо поднимать, воспользуйся возможностями, которые дала тебе природа. Но Лидия Вертинская сохранила верность мужу и достоинство. Мы не знали Вертинского лично, возможно, он действительно гений. После жизни с гением, наверное, не хочется и не стоит себя разменивать. Еще она автор книги «Синяя птица любви», в которой сама рассказала о своей жизни.

     И напоследок, немного лирики, раз уж весна и мы говорим о поэте.

      Некрополистов иногда упрекают, мол, почему нужно людей вспоминать через могилы? Можно ведь хранить память об их творчестве, читать их книги, ну зачем ходить на кладбище-то?!.. Мой ответ мог бы быть развернутым, но лучше я промолчу и лучше уж вспомним Вертинского и одно из его стихотворений об уходящей любви.
 

Это все, что от Вас осталось.
Ни обид, ни смешных угроз   (есть другой вариант «Пачка писем и прядь волос»  Е.Ч.)
Только сердце немного сжалось,
Только в сердце немного слез.

Все окончилось так нормально,
Так цинично жесток конец,
Вы сказали, что нынче в спальню
Не приносят с собой сердец.

Вот в субботу куплю собак,
Буду петь по ночам псалом,
Закажу себе туфли и фрак,    (другой вариант «закажу себе туфли к фраку»  Е.Ч. )
Ничего, как-нибудь проживем!

Мне бы только забыть немножко,
Мне бы только на год уснуть,
Может быть, и в мое окошко
Глянет солнце когда-нибудь.

Пусть уходит, подай ей, Боже,
А не то я тебе подам
Мою душу, распятую тоже
На Голгофе помойных ям.

      Вообще мне это стихотворение очень сильно напоминает стихотворение другого великого русского поэта, Ивана Бунина. Та же тоска, обида, и желание купить собаку. Как все-таки мы, люди, похожи друг на друга. Кто у кого списывает про страдания?))) они же словно написаны одним человеком.

      Иван Бунин (похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем) и вот его стихотворение.
 

           ОДИНОЧЕСТВО

И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой...
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один — без жены...

Сегодня идут без конца
Те же тучи — гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить...
Хорошо бы собаку купить.

      К сожалению, поэтическое творчество Вертинского не приветствовалось. Из ста с лишним песен его репертуара к исполнению в СССР было допущено не более тридцати. На радио его не приглашали, пластинок почти не издавали, не было рецензий в газетах. Несмотря на огромную популярность певца, советская пресса к его творчеству относилась со сдержанной враждебностью. Считалось, что это всё уводит мысли советских граждан от строительства коммунизма.

      Наверное, не случайно, что годы спустя у старшей дочери Александра Вертинского, Марианны, среди поклонников нашелся человек такой же далекий от мыслей о строительстве коммунизма - Геннадий Шпаликов (покончил с собой, похоронен на Ваганьковском). Марианне он посвятил одно из лучших стихотворений, на мой взгляд, оно удивительно простое и удивительно четкое.
 
Выпей со мной, Марьяна, 
Из моего стакана. 
Пусть тебе снится 
Светлая Ницца 
И заграница, Марьяна. 
Кошки на мягких лапах, 
Твой знаменитый папа.

***

      Пока мы шли, Сергей Мержанов сказал, что, по идее, на Новодевичьем надо проводить лишь тематические экскурсии. Например, только по архитекторам, или писателям, или политическим деятелям, или летчикам… А иначе утонешь в обилии информации. Ведь многих из этих людей мало что объединяет.

      - Этих людей объединяет то, что они все умерли, - пояснила я. – И ещё кое-что…

      Мы остановились у памятника великому Юрию Никулину.

      Памятник работы известного скульптора Александра Рукавишникова, того самого, что сделал памятник Высоцкому на Ваганьковском и памятник Александру II напротив Храма Христа Спасителя и еще много всего. В том числе и памятник Виктору Спиридонову, на Ваганьковском, человеку, которого считают одним из основателей борьбы самбо, его могилу нашли Женя Долгих и Наташа Цетнарская, и мы участвовали в восстановлении его могилы. Конечно, мы не участвовали материально, ведь Рукавишников один из самых дорогих скульпторов страны, и поставить кому-либо памятник – лишь его желание. Там всё сделала Федерация самбо Москвы.

      У могилы Никулина мне вспомнился эпизод, который он рассказывал где-то в интервью. Их цирк приехал на гастроли в другой город (или страну). Как обычно артистов повезли на экскурсию. Неожиданно экскурсовод сообщает: «А вот сейчас мы будем проезжать целый квартал, где абсолютно все люди бросили пить и курить!»

      Как такое может быть?!! Половина артистов повскакивали со своих мест, чтобы прильнуть к окнам с другой стороны автобуса. Той, с которой и должен открыться удивительный квартал. Все буквально замерли от недоверия, собираясь отругать экскурсовода, который их обманывает. Да не может такого быть! Все бросили пить и курить! Глупость какая! …Автобус плавно свернул за поворот, артисты увидели длинный забор и надпись над воротами - КЛАДБИЩЕ.

***

      Теперь о грустном. Слева и чуть впереди от Юрия Никулина, если стоять к нему спиной, возлежит гигантский гранитный триколор – памятник Борису Ельцину. Снимок его размещать не буду, их полно в интернете, мне хочется рассказать о том, чего вы не увидите. Например, позади памятника Ельцину расположены памятники семьи Кио.

А справа от них находится могила человека, вошедшего в историю 20-го века, как участника расстрела последнего российского императора Николая II и его семьи.

      Никулин Григорий Петрович.

В одних публикациях о гибели царской семьи говорится, что Никулин стрелял в царевича Алексея, в других - в царя. В годы гражданской войны Никулин заслужил прозвище "пулемётчик". С 1921 г. до начала 30-х годов Никулин - начальник уголовного розыска г. Москвы. В 1935-1956 гг. работал начальником Московской станции водоснабжения, написал воспоминания о расстреле царской семьи.

      Андрей Федоров тут мрачно заметил, что при одном Никулине цирк в стране начался, а при другом закончился. Возможно. Если пройти еще пару рядов вперед, то увидите высокую черную стелу, под которой еще одна мрачная и знаковая личность нашей истории – Павел Дмитриевич Мальков.

Персональный пенсионер союзного значения, участник штурма Зимнего дворца, комендант Московского Кремля. Утверждал, что лично расстрелял Фанни Каплан, стрелявшую в Ленина 30 августа 1918 года. История темная. Каплан считала, что Ленин предал дело революции, а еще она была полуслепая, могла ли она стрелять?.. Может быть, расправа над ней состоялась в показательно-воспитательных целях.

      Мальков написал мемуары «Записки коменданта Московского Кремля». Он очень уютно описывает жизнь Кремля и то, какой скромный был Ленин в быту. Отказывался от привезенных в подарок продуктов, отправлял все в детские дома. В этом бытописании о «святых людях» и мелькает эпизод с расстрелом. Я процитирую кусочек оттуда (это одна из редакций мемуаров, видимо, дополненная).

      «…Меня вызвал Варлам Александрович Аванесов (ближайший помощник Я.М. Свердлова)

      - Немедленно поезжай в ЧК и забери Каплан. Поместишь ее здесь в Кремле под надежной охраной

      ......

      «Прошел еще день-два. Вновь вызвал меня Аванесов и предъявил постановление ВЧК: Каплан расстрелять. Приговор привести в исполнение коменданту Кремля Малькову…

      - Когда? - коротко спросил я Аванесова.

      - Сегодня. Немедленно. – И минуту помолчав: - Где, думаешь, лучше?

      Мгновение поразмыслив, я ответил:

      - Пожалуй, во дворе Авто-Боевого отряда, в тупике.

      - Согласен.

      - Где закопаем? Аванесов задумался.

      - Это мы не предусмотрели. Надо спросить Якова Михайловича…

      Спросили Свердлова, который сказал:

      - Хоронить Каплан не будем. Останки уничтожить без следа…

      Через несколько минут я уже вводил Каплан во двор Авто-Боевого отряда.

      К моему неудовольствию, я застал здесь Демьяна Бедного, прибежавшего на шум заведенных моторов. Квартира Демьяна находилась как раз над Авто-Боевым отрядом, и по лестнице черного хода, о котором я забыл, он спустился прямо до двор. Увидев меня вместе с Каплан, Демьян сразу понял, в чем дело, нервно закусил губу и молча отступил на шаг. Однако уходить он не собирался. Ну что же! Пусть будет свидетелем…

      Судорожно передернув плечами, Фанни Каплан сделала один шаг, другой… Я поднял пистолет… Было 4 часа дня 3 сентября 1918 года. Возмездие свершилось……. ……И если бы история повторилась, если бы вновь перед дулом моего пистолета оказалась тварь, поднявшая руку на Ильича, моя рука не дрогнула бы, спуская крючок, как не дрогнула она тогда».

      Застреленную женщину он запихнул в железную бочку, облил керосином и поджег. В момент, когда он это делал, его не отпускала радостная мысль, что красный террор - это не пустые слова, он работает. Спустя два дня после расстрела Каплан, 5 сентября, в стране торжественно был объявлен Красный террор. Стало «нравственно все, что полезно революции»].

      …Люди часто задаются вопросом, как же получается, что на одном кладбище хоронят и героев и антигероев, атеистов, и верующих, палачей и жертв… Да кто же может дать оценку чьим-то действиям в конкретный исторический момент? Сами-то герои свято верили в правильность своих действий.

      Мне тут случайно попалась на глаза кусок одной пока не опубликованной статьи, поэтому пока не называю автора. В ней воспоминания о том, как преподавали в историко-архивном: «Всё начиналось с понимания, что историческое прошлое (а, значит, и мир вообще) не одномерен, а потому не может быть и однозначной его интерпретации……». «Примечателен эпизод, рассказанный одним из студентов МГИАИ середины 1950-х гг. С. О. Шмидт говорил со студентами на лекции о дискуссии по проблемам феодализма. «Изложив объективно и обстоятельно аргументы той и другой стороны, он не спешил вынести своё окончательное решение, а сказал, что дискуссия еще не закончена и споры продолжаются. “Учитесь, – сказал он, – и тогда вы увидите, кто из них прав. А может быть у вас будет своя, третья точка зрения».

ЛЕНИНСКИЙ УЧАСТОК

      Оттуда мы переместились на участок №2. Там похоронены Булгаков, Чехов, Гоголь, Вахтангов, Станиславский, Алексей Толстой, Илья Ильф, Осип Брик, Гнесины, Лев Кассиль, Самуил Маршак, Демьян Бедный, о котором только что говорилось, и многие-многие другие...

      Люди, связанные одним временем, знавшие друг друга при жизни и теперь лежащие рядом. Вот артист Ленин Михаил Францевич (1880-1951)

Актёр, один из корифеев Малого театра. Настоящая фамилия - Игнатюк. Последние годы был директором Малого театра. Рассказывают, что в те годы, когда имя будущего основателя советского государства В.И. Ленина уже звучало, Михаила Ленина часто с ним путали из-за одинаковых псевдонимов или полагали, что они родственники. Артиста знак равенства с политиком совсем не радовал и однажды он обратился к публике со страниц "Московских ведомостей": "Я, артист Императорского Малого театра Михаил Ленин, прошу не путать меня с этим политическим авантюристом".

      Семья Михаила Францевича тоже похоронена под фамилией «Ленины». Рядом артист Борис Щукин – один из первых советских актеров, воплотивших на сцене и в кино образ Ленина («Ленин в октябре», «Ленин в 1918 году», где присутствует та самая Каплан), известный деятель искусств, чьё имя носит Театральный институт им. Бориса Щукина, всем известная «щука». И его фото можно найти на сайте Могилы знаменитостей, и я не хочу повторяться.

      На его могиле мы узнали о существовании нового, неизвестного доселе, месяца! Рядом с ним похоронены его родные. Последнее подхоронение обозначено крайне странной датой - 16. 61. 2017

      Возможно, существование неизвестного человечеству месяца известно сотрудникам кладбищ? Или это навеяно тем, что неподалеку лежит Гоголь, написавший когда-то «Записки сумасшедшего», где есть много интересных дат? Чтобы освежить и разнообразить кладбищенский календарь, я могу процитировать еще некоторые даты из «Записок сумасшедшего».

 
Мартобря 86 числа.
Между днем и ночью

Никоторого числа.
День был без числа.

Февруарий тридцатый.

Январь того же года,
случившийся после февраля.
 
   Чи 34 сло Мц гдао...

***

      Чтобы уже закрыть тему Владимира Ильича, необходимо рассказать и о скульпторе, который делал посмертную маску с Ленина. Ведь похоронен он так же на втором участке. Сергей Дмитриевич Меркуров, скульптор-монументалист, директор ГМИИ имени А. С. Пушкина в 1944—1949 г., академик АХ СССР, Народный художник СССР, и т.д. и т.п.. Человек, признанный властью, которому доверяли самые ответственные работы. Он регулярно получал госзаказы на статуи Ленина и Сталина. Ему принадлежит первенство в создании трёх самых гигантских по размерам фигур. Меркуров известен еще и тем, что довёл до высокого искусства технику посмертной маски. Всего он сделал их более 300. Через его руки прошли Маяковский, Чкалов, Лев Толстой и Алексей Толстой (похоронен неподалеку от скульптора), Клара Цеткин, Антон Макаренко, Максим Горький, Максимилиан Волошин, Сергей Эйзенштейн, Илья Ильф, Надежда Крупская, Владимир Ленин…

      Ну, а так как наш директор Петр Козьмич Устинов постоянно всем рассказывает историю о том, как с Ленина делали посмертную маску, я специально для него нашла первоисточник. Правнук Меркурова переиздал его мемуары. Там есть воспоминания о встречах с Лениным и есть то, где он пишет о его смерти. Взято отсюда http://www.peremeny.ru/blog/11524 И снимок его также есть на сайте Могилы знаменитостей.

      В день смерти Ленина (когда еще никто еще не знал о его смерти) Меркурову постоянно звонили из некоего «Совета» (цитирую, я не знаю более точного слова) и спрашивали разные вещи, типа, «а ты работаешь? А ты никуда не уйдешь из мастерской? …Точно никуда не собираешься? …А мы тут в Совете поспорили, что нужно, чтобы снять маску».

      То есть, чекисты понимали, что смерть Ленина близка и держали скульптора на коротком поводке. Потом всё закончилось. Вот что пишет Меркуров.

      Снова дребезжит телефон.

      — Сейчас за тобой будет автомобиль. Приезжай в Совет, ты нужен.

      Через час стук в двери. Автомобиль у опушки леса. Не добрались.

      — Одевайся. Едем. Ты нужен по делу. Узнаешь в Совете.

      Как был в полушубке — вышли. Дошли до автомобиля. Приехали в Московский Совет. Мертвые комнаты. Неестественная тишина. Огни потушены. Темно. Кой-где горят дежурные лампочки. В одном из углов большой комнаты два товарища во всем кожаном. За поясом оружие. Ждут меня.

      — Вот ты поедешь с ними.

      — Куда?

      — А туда, куда надо. Приедешь и узнаешь! Автомобиль подан. Я прощаюсь.

      — Итак, до завтра!

      В автомобиле. По бокам два товарища в кожаном. Мой полушубок мало спасает от холода. Автомобиль идет по Замоскворечью. Мы у Павелецкого вокзала. Нас встречает человек десять — в штатском пальто. Под пальто замечаю военную форму. Мелькает мысль: если вопрос касается меня, то десять человек для меня слишком много, могли обойтись двумя-тремя. Значит, я отпадаю. Мысли совершенно отказываются работать.

      Ко мне подходят.

      — Вам придется довольно долго ехать в автодрезине. Будет холодно. Наденьте еще вот эту шинель.

      Я в автодрезине. С двух сторон два товарища в кожаном. Последние распоряжения.

      Все закрывается кругом. Замахали сигнальными огнями; засвистело, загудело, и мы понеслись в ночную мглу. Только на станциях и полустанках нас встречали зелеными огнями, и мы неслись дальше. Наконец красный огонь. Мы останавливаемся. Предлагают выходить.

      Платформа. Ночь. Мороз. Трудно дышать. Мгла.

      — Товарищи, а что теперь?

      — Нам приказано доставить вас на эту платформу и ждать дальнейших распоряжений. Больше мы ничего не знаем.

      Хожу по платформе. Мгла. Через четверть часа около платформы вырисовываются силуэты саней. Предлагают сесть в сани. Едем дальше. Освещенные ворота. Часовой в тулупе. Пропускает нас. До того мысли запутаны и я так далек от всего, что не узнаю Горок. Еще утром я спрашивал Склянского, как здоровье Ильича? Получил успокоительный ответ: «Возили на охоту!» Сейчас шагаю через двор — не узнаю двора. Я уже в помещении. Кто-то в форме ГПУ докладывает по телефону:

      — Приехал Меркуров.

      Меня вводят в полутемную комнату и предлагают сесть. Сажусь в угол, в глубокое кресло. В это время открывается дверь: в просвете — два женских силуэта, направляются к другим дверям. Открывают двери в большую комнату; там много света, и, к моему ужасу, я вижу лежащего на столе Владимира Ильича… Меня кто-то зовет.

      Все так неожиданно — так много потрясений, что я как во сне.

      У изголовья Владимира Ильича стоит Надежда Константиновна. Она крепится. Но безмерное горе задавило ее. В противоположной стене полуоткрытые двери в темную комнату. В дверях застывшая в горе Мария Ильинична.

      Слышу тихий голос Надежды Константиновны: «Да, вы собирались лепить бюст Владимира Ильича, ему все было некогда позировать — и вот теперь… маску». В комнате я нахожу все, что мне нужно для снятия маски.

      Подхожу к Владимиру Ильичу, хочу поправить голову — склонить немного набок. Беру ее осторожно с двух сторон: пальцы просовываю за уши, к затылку, чтобы удобнее взять за шею. Шея и затылок еще теплые. Ильич лежит на тюфяке и подушке. Но что же это такое?! Пульсируют сонные артерии! Не может быть! Артерии пульсируют! У меня страшное сердцебиение. Отнимаю руки. Прошу увести Надежду Константиновну.

      Спрашиваю у присутствующего товарища, кто констатировал смерть.

      — Врачи.

      — А сейчас есть кто-нибудь из них?

      — А что случилось?

      — Позовите мне кого-нибудь.

      Приходит.

      — Товарищ, у Владимира Ильича пульсирует сонная артерия вот здесь, ниже уха.

      Товарищ нащупывает. Потом берет мою руку, откидывает край тюфяка и кладет мои пальцы на холодный стол. Сильно пульсируют мои пальцы.

      — Товарищ, нельзя так волноваться — пульсирует не сонная артерия, а ваши пальцы. Будьте спокойны. Сейчас вы делаете очень ответственную работу».

***

      Сейчас на могиле Меркурова установлена его же собственная работа «Мысль». Кстати, если власть любила скульптора, то современники не всегда высоко оценивали его творчество. Например, критично отзывались о памятнике Достоевскому, для которого моделью стал Александр Вертинский. «Отличный был натурщик, - вспоминал впоследствии Меркуров. - Усвоил мой замысел, принял правильную позу. А как держал свои изумительные пластичные руки!».

      Однако поэт Иван Приблудный отозвался так:

 
Глубже и ниже, к подъёму крутому,
где отдаётся с букетом в руке
Трубная площадь бульвару Цветному,
где Достоевский застыл в столбняке…

      Работы Меркурова можно увидеть лишь в музеях и на кладбищах. Кстати на Новом Донском кладбище, в колумбарии, что расположен внутри церкви, находится его работа, которую мало кто видел, хотя она вошла в книгу о Меркурове и среди его работ считается не последней. Видимо, это посмертная маска, преобразованная в произведение искусства. На ней стоит подпись Меркурова. Константин Синявин, реставратор, скульптор и друг Общества некрополистов, уже не раз предлагал очистить скульптуру от грязи и пыли, а у нас все еще не дошли руки. Костя Синявин лучше многих из нас понимает значимость великого произведения искусства, так что мы займемся, конечно же.

МИХАИЛ БУЛГАКОВ

В общем-то, на втором участке Новодевичьего можно присесть на лавочку и просто глядя на памятники, вспоминать историю страны. Правда, мимо будут проходить сотни туристов под предводительством экскурсоводов. И каждый из них, остановившись у могилы Булгакова, непременно расскажет про историю о его надгробном камне, который раньше лежал на могиле Гоголя и который последняя жена Булгакова, Елена Сергеевна, нашла в мастерских Новодевичьего. Никто не расскажет о личности писателя. Только мне не повезло, я однажды взяла да прочитала его биографию. И пусть в России считают писателей «светочами мысли», цветом нации, я бы не рекомендовала никому читать их биографии. Те еще ребята…

      У Булгакова было три жены. Первая, Татьяна, которая должна была поехать учиться в Париж, выбрала вместо этого брак с Булгаковым. Она прошла с ним самые тяжелые годы его жизни. Она спасла его от морфинизма, при том, что он находился уже на неизлечимой стадии. Она стала основным прототипом персонажа Анна Кирилловна в рассказе «Морфий». Выходила его после тифа. А Булгаков сам сделал ей аборт, сказав, что видел, какие дети рождаются от морфинистов.

      Когда он писал «Белую гвардию», то просил ее сидеть рядом, что-нибудь шить, его это успокаивало. Когда у него замерзали руки и ему было трудно писать, она грела для него воду. Они в итоге развелись, Булгаков женился во второй раз, а однажды пришел к первой жене с радостью, «Белую гвардию» издали. Только он посвятил произведение не первой жене, которая помогала в момент написания, а второй. Что ощутила Татьяна, увидев надпись «Посвящается Любови Евгеньевне Белозерской»???

     Это первое издание романа.

      О чем думал Булгаков??? Может, я оцениваю его биографию слишком по-женски, но мне трудно иначе. Вот к вопросу – женщина ли человек? Нет. Мы не человеки. В первую очередь мы женщины и ничего не могу я тут сделать. Мне все равно, что за камень на его могиле, хотя я могу рассказать его историю, но у меня стоит перед глазами совсем другая история. Как он прийти к своей первой жене и показать ей опубликованный роман с посвящением другой женщине?! Как?! Что же касается романа «Мастер и Маргарита»… Я нашла одну интересную статью о перевертышах в этом романе, мне она кажется интересной, даю ссылку.
     https://www.kpsport.ru/daily/26351/3233813/?geo=25&utm_campaign=kpsport

      Здесь статья, но, думаю, уже и книжку найти можно. Исследователь творчества Булгакова считает его оккультистом, который в романе использует множество перевертышей. Цитирую «….Вспомним знаменитое: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами дадут». Произнесено в пику известным словам Писания: «Просите, и дано будет вам, ибо всякий просящий получает». Фактически фраза Воланда ставит крест на молитвах, всегда содержащих просьбу».

«ПРОФЕССОР ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ»

А еще на одном участке похоронены и Булгаков и врач, которого считают прототипом профессора Преображенского из «Собачьего сердца». Это Алексей Андреевич Замков, муж скульптора Веры Мухиной, создавшей знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница».

      Про Замкова я прочла в блоге Стаса Садальского.

      «Замков был таким же кудесником, как и Филипп Филиппыч.

      В конце 1920-х годов он изобрел чудодейственный препарат гравидан... …казалось, что была найдена панацея от всех болезней. В институте Урогравиданотерапии, которым заведовал Замков, лечение прошли более 30 000 человек. Выздоровление наблюдалось в 80 процентах случаев!

      Это был если и не эликсир бессмертия, то средство для продления молодости однозначно. После приема гравидана увеличивалась работоспособность передовиков производства. Они могли трудиться по 14 часов, выполняя план на 300 процентов.

      ….Его друзьями и пациентами были Семен Буденный, Максим Горький, Мичурин, Орджоникидзе, Рихард Зорге, Клара Цеткин, Долорес Ибаррури….

      Теме не менее, в 1941 году «знахаря» вместе с семьей отправили в эвакуацию на Урал, в далекий поселок под Каменск – Уральским. А проще говоря, сослали. Мухину скоро вызвали в Москву, а вот Замков остался не у дел, мучаясь от своей невостребованности. Как он мечтал помочь своим гравиданом раненым на фронте! Рвался на передовую простым фельдшером, но ему было отказано.

      Без любимой работы великий врач умирал.

      …Бурденко позвал Алексея Андреевича в Москву вторым хирургом, но в 1942-м Замкова сразил очередной инфаркт. Врач, пришедшая по вызову к пациенту, не зная его фамилии, порекомендовала покой и, главное, «никаких глупостей вроде препаратов Замкова». Алексей Андреевич прокричал: «Вон!» - и умер.

      Он похоронен рядом со своей знаменитой женой. На его могиле стоит бюст ее работы.

***

Неподалеку от Мухиной и Замкова, в стене колумбария, находится прах одного из крупнейших представителей русского авангарда, родоначальника конструктивизма, Татлина Владимира Евграфовича.

Он создал проект Памятника III Интернационала (1919—1920) с вынесенной наружу несущей конструкцией, который стал одним из важнейших символов мирового авангарда и своеобразной визитной карточкой конструктивизма. В Москве есть улица Татлина, названная в его честь. Есть почтовая марка, где изображены «Символы эпохи социалистического строительства», на ней работа Веры Мухиной – «Рабочий и колхозница» и башня Татлина.

      И если мы говорим о скульпторах, то самый редкий случай в истории – слепой скульптор, также на втором участке. Это Лина По (Горенштейн Полина Михайловна)

Танцовщица, балетмейстер, скульптор, выбрала балет. Но в 1934 году случилось несчастье, она заболела энцефалитом. В результате болезни, протекавшей крайне тяжело, потеряла зрение. Рассказывают, что лечащий врач артистки (д.А. Шамбуров), знавший о её интересе к лепке, возможно для того, чтобы поддержать её морально, как бы невзначай дал ей хлебный мякиш с просьбой вылепить какую-нибудь фигурку. В последствие он принёс ей пластилин. Там же в больнице она изваяла свою первую скульптуру "Вероника". Многие свои будущие работы Лина По увидела во сне, причём её сны были очень яркими и не забывались, как у обычных людей после пробуждения, а переносились из сновидения в бодрствующее состояние. Rогда в результате лечения слепоты, один глаз художницы стал немного видеть, это стало мешать ей в работе, и она на время ваяния завязывала себе глаза.


ЗОЛОТАЯ МОЛОДЕЖЬ

      Неподалеку от Веры Мухиной стоит еще один памятник, созданный ею же. Под ним первый представитель «золотой молодежи» СССР, Пешков Максим, сын писателя Максима Горького.

      Местный экскурсовод, который работает здесь, почему-то рассказывает всем, что Пешков умер от туберкулеза. Я же не нашла никаких сведений о том, что он им болел. Да и Женя Долгих, приславшая мне информацию о Пешкове, тоже.

      Но бог с ним, с туберкулезом, я однажды отдыхала у берегов Черного моря, так нас возили к дольменам и экскурсовод абсолютно серьезно рассказывали нам о том, что раньше на этом месте жили валькирии. Она была подробна и убедительна. Взрослая трезвая дама, поди и с высшим образованием… Мы, слушатели, пребывали в таком шоке, что, молча, переглядывались и даже никак не комментировали происходящее. Ну, жили валькирии, варили суп на костре… Ну, типа, а че такого?... Подумаешь…

      Вернемся в реальность. В некоторых статьях Пешкова характеризуют как человека большого своеобразия, талантливого, но несколько отвлеченного. Он был страстным автогонщиком, увлекался теннисом, охотой, рисовал, любил шумные компании и застолья, злоупотреблял алкоголем, часто в компании с печально знаменитым руководителем ОГПУ Генрихом Ягодой, с которым дружил. Умер от воспаления лёгких 11 мая 1934 года, которое подхватил после того, как во время очередной гулянки, в которой принимали участие Генрих Ягода и секретарь его отца, Пётр Крючков, опьянев уснул на улице - в одной рубашке лежал на холодной земле. Очевидно, его собутыльники про него просто забыли. В 1938 г., Г. Ягоду и П. Крючкова обвинили в убийстве Максима Горького и Максима Пешкова; как известно, Ягода и Крючков были расстреляны.

      Рядом с ним похоронены: его бабушка - Волжина Мария Александровна; мама - Пешкова Е.П. и жена - Пешкова Н.А., которую в семье прозвали Тимошей.

Так Горький прозвал жену сына, после того как та подстриглась и ее волосы стали выбиваться из-под шляпки. Горький, увидев это, заметил, что раньше в России кучеров звали Тимофеями — их кудри торчали из-под шапок. Так и осталось за Надеждой Алексеевной это имя — Тимофей, Тимоша Трогать семейство Горького боязно – там столько историй, загадок, красивых и опасных женщин…. бразильские сериалы нервно курят в сторонке. 31 мая 1956 года Анна Ахматова произнесла такие слова: «Наше время даст изобилие заголовков для будущих трагедий. Я так и вижу одно женское имя аршинными буквами на афише".

      И Анна Андреевна пальцем крупно вывела в воздухе «Тимоша».

      Если говорить о ней, места в отчете не хватит, так что и не будем.

ИЛЬЯ ИЛЬФ

      При рождении Иехиел-Лейб Арьевич Файнзильберг. Соавтор Евгения Петрова, вместе с которым написал романы «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок», книга «Одноэтажная Америка», ряд киносценариев, повести, очерки, водевили. Вот именно он умер от туберкулеза.

      ….У многих людей и у литературоведов есть любимое развлечение – искать прототипов героев книг. Например, в «Золотом теленке» есть такой врач, психиатр Титанушкин. Именно в его клинике пытается скрыться бухгалтер Берлага, работавший в Геркулесе, откуда тянул деньги подпольный миллионер Корейко.

      В экранизациях романа история с психушкой не поместилась, а она ужасно смешная. Сидят в палате люди, не принявшие советскую власть, либо проворовавшиеся и пытающиеся уйти от наказания, и изображают сумасшедших. Как только санитары уходят из палаты, пациенты начинают обсуждать психиатрическую литературу и кто по какой системе косит под психа. Только все боятся профессора Титанушкина, который в данный момент в командировке, но именно он способен всех вывести на чистую воду. Тут есть и персонажи, которые могут вызывать неудовольствие властей.

      «…Кай Юлий Старохамский пошел в сумасшедший дом по высоким идейным соображениям. – В Советской России, – говорил он, драпируясь в одеяло, – сумасшедший дом – это единственное место, где может жить нормальный человек. Все остальное – это сверх-бедлам.

      Утром вернулся из командировки профессор Титанушкин. Он быстро осмотрел всех четырех и тут же велел выкинуть их из больницы. Не помогли ни книга Блейлера, ни сумеречное состояние души, осложненное маниакально-депрессивным психозом, ни «Ярбух фюр психоаналитик унд психопатологик». Профессор Титанушкин не уважал симулянтов…»

      Профессор Титанушкин – это психиатр Ганнушкин Петр Борисович. В свое время он был известен многим. Его могила на третьем участке. Говорят, что он же стал и прототипом доктора Стравинского из романа Булгакова «Мастер и Маргарита», но точно неизвестно.

      В Москве есть набережная Ганнушкина, его имя носит одна из психиатрических больниц Москвы.

      И ещё - я вот хоть и помянула Булгакова всуе, а ведь мы находились на кладбище, где гении через одного и даже чаще. Жить с ними, наверное, было сложно. Например, в трудах Ганнушкина встречается такое вот наблюдение «Kак правило, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей психопатические черты. Немудрено, что среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией количество несомненных психопатов оказывается довольно значительным».

      Источник: https://quotesbook.info/quotes/person/Petr-Borisovich-Gannushkin

      Не менее знаменитый современник Ганнушкина, Петр Петрович Кащенко, также покоится на Новодевичьем. К нему мы не пошли, хотя Женя Долгих прислала вопросы, связанные с ним. Предлагаю Вам самим ответить.

      "Здравствуйте, вас приветствует больница им.Кащенко. Если у вас навязчиво-конвульсивный психоз, нажимайте клавишу "1" до появления спазма". Внимание, три вопроса.

      1. Чем страдает звонящий, если автоответчик советует нажать одновременно клавиши "2" и "3"?

      2. Чем страдает звонящий, если автоответчик советует ему оставаться на линии до определения его местонахождения, потому что в больнице уже знают, кто он, чем занимается и чего хочет?

      3. Чем страдает звонящий, если автоответчик говорит, что какая бы клавиша ни была нажата, это все равно ничего не изменит, т.к. случай безнадежен и помочь уже ничем нельзя?

     

ЗДЕСЬ ВАМ НЕ ТУТ!

Я уже и описывать Новодевичье устала, хотя пока что рассказала лишь о трех участках из одиннадцати. Андрей Федоров правильно сказал, это кладбище могло бы подать заявку на включение его в книгу рекордов Гиннеса, как место, где на каждый квадратный метр площади похоронено наибольшее количество знаменитостей.

      Половину времени встречи мы Андреем бродили вдвоем. Потому что нашу компанию всеми силами пытались разбить. Примчались откуда-то Петр Козьмич с Леной Рожновой, утянули за собой Румянцева, Мержанова и Пашука. Пытались и нас утянуть в дебри, но я стояла на своем – буду ходить по плану, проверенному Женей Долгих!!! «…а вы любители просто броуновского движения, добежали до одной стены, оттолкнулись от нее, и побежали к другой…»

      Периодически мы сталкивались. В один момент я услышала голос Алексея 1-го. Он очень любит что-то рассказывать очень громко, как правило, пытаясь привлечь внимание Общества некрополистов. В этот раз он привлек внимание половины посетителей кладбища. Я хотела было поздороваться с ним, но увидела, что за ним тянется толпа зевак и решила не прерывать их идиллию. Ведь здесь много посетителей, которые мало что понимают в плане кладбищ, и просто пришли увидеть «неких великих». Попался им Алексей Николаевич, ну что же, пускай покажет.

      Андрей Федоров между тем показал мне известного фокусника, чью родню он сейчас пытается разыскать. Ведь информации по иллюзионистам крайне мало.

      Потом мы остановились у могилы Черномырдина.

      Конечно, как у настоящего коммуниста на могиле его стоит крест. Я мало что помню об этом человеке, кроме его абсолютно гениальных высказываний.

      • Мы хотели как лучше, а получилось как всегда.
      • Здесь вам не тут!
      • Будем отстаивать это, чтобы этого не допустить.
      • Вас хоть на попа поставь, хоть в другую позицию - все равно толку нет!
      • Ввяжемся в драку - провалим следующие, да и будущие годы. Кому это нужно? У кого руки чешутся? У кого чешутся - чешите в другом месте.
      • Впервые за многие годы отмечено сокращение сброса поголовья скота.
      • Мы продолжаем то, что мы уже много наделали...
      • Все те вопросы, которые были поставлены, мы их все соберем в одно место.
      • Вы там говорили, а нам здесь икалось, но я и к этому отношусь нормально.
      • Говорят, наш спутник без дела висит. У нас много чего висит без дела, а должно работать!
      • Мы будем уничтожать наше ядерное оружие вместе с Америкой.
      • Надо делать то, что нужно нашим людям, а не то, чем мы здесь занимаемся.
      • Я ничего говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу.
      • Нам нет необходимости наступать на те же грабли, что уже были.
      • Если делать - так по-большому!
      • Есть ещё время сохранить лицо. Потом придётся сохранять другие части тела.
      • Мы помним, когда масло было вредно. Только сказали — масла не стало. Потом на яйца нажали так, что их тоже не стало.
      • Но мы подсчитаем, и тогда все узнают. И мы в первую очередь. А если кто слишком умный, пусть сам считает, а мы потом проверим. И доложим, куда попало.
      • Но я не хочу здесь все так, наскоком: сегодня с одним обнялся, завтра с другим, потом опять - и пошло-поехало. Да, так и до панели недалеко…
      • Правительство - это не тот орган, где, как многие думают, можно только языком.
      • Хочу глубоко поблагодарить за выраженное доверие по поводу назначить меня послом на нашего соседского брата Республики Украины.
      • Цены нужно поднимать, вы видите как: стоит Чубайсу только рот открыть, ему тут же сразу насуют, будьте любезны.
      • Я готов пригласить в состав кабинета всех-всех - и белых, и красных, и пёстрых. Лишь бы у них были идеи. Но они на это только показывают язык и ещё кое-что.

      А дальше находятся еще 10 и 11 участки, вот по ним нужно ходить из ряда в ряд, не пропуская никого. Самые известные артисты, герои страны, ученые… можно лишь обсудить их памятники, у кого-то они очень удачные – например, у Ии Савиной. У кого-то не очень, к таким лично я отношу памятник Касаткиной и ее супруга. Мне кажется, он не понравился бы актрисе, потому что подчеркивает то, что она считала своим недостатком.

      Как-то она рассказала в своем интервью, как увидев себя впервые на экране, ужаснулась тому, какое у нее круглое лицо. Она пришла домой и упрекнула свою мать. «Мама, как ты могла меня с таким широким лицом родить?!» Мама вздохнула и ответила: «Ну что делать? Придется донашивать».

      На 11 участке похоронен Виталий Попков, летчик-ас, дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации. Он утверждал, что является прототипом Кузнечика в фильме «В бой идут одни старики». Памятник ему поставили ещё при жизни. Так было заведено: тем, кто стал дважды Героями Советского Союза или Героями Соцтруда на родине ставились бюсты. Из всех «дважды Героев» только Виталий Попков был москвичом. В Москве есть всего один прижизненный бюст дважды Герою Советского Союза.

      Самому Виталию Попкову тогда исполнился 31 год. В одном из своих интервью он рассказывал, что 20 лет ездил на работу мимо памятника самому себе. Только вот памятник ему, - тот, что установлен, на кладбище - вызывает недоумение. Воинское звание летчика, выбитое на камне, выше, чем то, что указано в официальных справочниках. Он был генерал-лейтенант авиации, однако на монументе сказано, что он генерал-полковник авиации.

      Виталий Попков не единственный, кто против всех правил «получил повышение». Дело в том, что Сажи Умалатова производит награждения, как председатель Постоянного президиума съезда народных депутатов СССР. Да-да, именно СССР! Сажи Зайндиновна убеждена, что Советский Союз продолжает существовать, и с небольшой группой бывших народных депутатов СССР образовала президиум. А ее саму депутаты избрали главой этого высшего органа власти несуществующего государства. Как известно, в советское время все указы о награждениях были подписаны председателем Президиума Верховного Совета СССР. Поэтому Сажи Умалатова и присваивает сейчас несуществующие звания Героев Советского Союза и Социалистического Труда, воинские и почетные звания. К ответственности привлечь за это практически невозможно, так как присваиваются звания не Российской Федерации, а несуществующего Советского Союза.

      А вот мемориальную доску на доме устанавливал Совет ветеранов, они действовали согласно правилам и тому, что написано в документах. А надгробный памятник делала последняя жена Попкова, и никто ей не помешал развернуть свою фантазию.

      Тут долгая история, не для отчета о встрече Общества.

***

Я хотела попасть на еще одну могилу, но у меня закончились силы. Я сломалась. Увидеть мне хотелось скромную плиту Лилианны Лунгиной. Переводчица произведений А. Линдгрен ("Малыш и Карлсон", "Пеппи Длинныйчулок"), Э. Ажара ("Страхи царя Соломона"), Б. Виана ("Пена дней"), Г.Ибсена, Г.Бёлля и других.

      Между прочим, Карлсон в России гораздо популярнее, чем в других странах. Возможно, всё это только благодаря талантливому переводу Лунгиной?

      Я училась на семинаре детской литературы, нас учили, что хорошая детская литература одинаково интересна, как детям, так и взрослым.

      Однажды преподаватель в институте нас спросил: «Как вы думаете, о чем Карлсон?»

      Мы предполагали разные варианты, но услышали неожиданный вариант от него. Карлсон – это про одиночество. Про одинокого мальчика, который придумал себе друга. Он, конечно, хотел собаку, как до него хотели купить собаку и Бунин, и Вертинский, с которых я начала нашу виртуальную экскурсию. Но к нему прилетел Карлсон, его полный антипод. Настоящий эгоист и хулиган.

      Цитировать фразы Карлсона я очень люблю. Например, его: «Я прилечу приблизительно». Я постоянно пытаюсь объяснять родне такой режим жизни, что я приеду «приблизительно», но никто меня не хочет понимать.

      Еще у Карлсона изумительны заявления о его здоровье, мол, температура у него «градусов тридцать-сорок, не меньше!»

      Правда, этот выдуманный персонаж отличается отличным аппетитом.

      - О боже праведный! - воскликнула фрекен Бок. Она поглядела на Карлсона, потом на пустой поднос. - После тебя мало что остается, - сказала она.

      Карлсон соскочил на пол и похлопал себя по животу.

      - После того, как я поем, остается стол, - сказал он. - Единственное, что остается, это стол.

      Карлсон – тот еще персонаж! Ведь он прочно вошел в нашу жизнь! У меня есть подруга, так она мне рассказывала, как бросала мужчин. Она оставляла записки в самых неожиданных местах, ну, например, в холодильнике он мог найти записку с таким текстом от Карлсона «Деньги дерешь, а корицу жалеешь. Я ушла. Пока». А еще у меня был друг, так он, входя в дом, громко объявлял: «Добро пожаловать, дорогой Карлсон!» А потом он, снизив тон, говорил: «Ну и ты, малыш, заходи»

      В общем, я могла бы еще много чего рассказать о Новодевичьем, но пора заканчивать. Я и так пропустила памятники самым великим людям страны, поскольку мы о них уже писали, да и можно найти много информации в сети. Фотографии памятников есть в сети, и зачем мне их тиражировать. Вы их найдете, а в отчете я написала, просто потому что надо.

      Это Новодевичье, народ! Здесь очень много великих людей, много пятников созданных гениями, и нужно меня держать семерым, чтобы я закончила свой рассказ об этом кладбище!... Давайте встречаться!

      Но, конечно, и здесь имеются заброшенные могилы, которые необходимо восстановить, например Никита Найденов.

И заслуженный летчик, и чемпион по конькобежному спорту. Его захоронение пытаемся сейчас привести в порядок силами членов Общества некрополистов. Не хотелось бы, чтобы оно исчезло...

     Следующая встреча Общества некрополистов состоится в мае 2018 года, следите за новостями сайта.

Елена Черданцева     
апрель 2018 г.     

/Все встречи/


          При полном или частичном использовании материалов ссылка на НП "Общество Некрополистов" обязательна.
          © Некоммерческое партнерство "Общество Некрополистов" 2008 г.