Храм Святого Архистратига Михаила в Бору (г.Углич) и его погост
|
Мало кто из посещающих Верхнее Поволжье минует Углич. Древний этот город богат достопримечательностями, немало интересного можно найти и в его окрестностях. Отправившись по дороге на Ярославль, путешественник почти сразу же натыкается на обширное городское кладбище (слева от трассы), а спустя буквально пару минут справа появляется указатель – "Храм Михаила Архангела в Бору" (ок.6 км от Углича). Свернув на грунтовку и переехав по мосту через р.Улейму, поворачиваем налево и следуем вдоль дорожных извивов, постепенно углубляясь в лес. Внезапно деревья расступаются и в перспективе, словно в рамке, вырисовывается высокая колокольня. Мы на месте.
Как гласит легенда, давным-давно благочестивые миряне из ближайшего села задумали поставить церковь у Ярославской дороги. Неожиданно возникло препятствие: выстроенное за день к утру следующего дня таинственным образом разрушалось. Вскоре одному из храмоздателей было ниспослано видение, из коего следовало, что высшие силы определили для церкви место на небольшом островке среди лесных болот. Так в нескольких верстах от ближайшего жилья, "в бору", появилась первая рубленая церковка. Вскоре при храме возникла небольшая монашеская община. Случилось это в XV в., а двести лет спустя обитель была разорена поляками. На Страстной седмице 1610 г. от рук интервентов погибли 40 иноков во главе с игуменом Михаилом, а вместе с ними – 300 мирян. С окончанием Смуты монастырь возродился, однако былого процветания достигнуть не смог и в середине XVIII в. был упразднен властями. Монастырский храм стал обычной приходской церковью. Как бы то ни было, природная красота и позитивная энергетика намоленного места продолжали привлекать людей. В 1787 г. место деревянного храма заняла новая каменная церковь на высоком подклете со звонницей. Небольшая община пользовалась помощью состоятельных благотворителей из весьма отдаленных мест – вплоть до самого Санкт-Петербурга. Монастырские традиции сохранялись благодаря подвижникам, селившимся при храме, словно в скиту. Наибольшую славу снискал блаженный старец Василиск (1790-1863), пришедший в угличский бор из столицы в 1841 г. и подвизавшийся здесь до самой кончины. В конце XIX в. рядом с храмом построили высокую колокольню из красного кирпича. В годы Советской власти уединение помогло церкви избежать поругания. Не исключено, что воинствующие безбожники поленились идти в лес – авось, сама захиреет на безлюдном болоте. А может, попросту забыли. Фактически, Михаило-Архангельскую церковь в предвоенные годы никто не закрывал.
Несколько лет в ней служил о.Кассиан (С.Ярославский), в 1964 г. занявший архиерейскую кафедру Костромской епархии и возглавлявший ее до 1990 г. В 1980-х гг. в соседнем селе Загайново появился Сергей Симаков – живописец и архитектор из Москвы, приспособивший заброшенную избу под летнюю мастерскую. Возможно, посещение лесного храма стало началом пути, приведшего художника, не чуждого авангардистских экспериментов, в ряды православного духовенства. Произошло это в начале 1990-х, после чего о.Сергий стал Михаило-Архангельской церкви. После смерти жены он продолжает служение уже в иноческом чине. При этом иеромонах Рафаил продолжает отдавать дань живописи и пользуется широкой известностью в кругах интеллигенции. Трудами о.Рафаила и его паствы худо-бедно сохраняется не только храм, но и древнее приходское кладбище. Оно примыкает к церкви, в основном, с южной и восточной стороны. Если обогнуть храм с запада (пройдя между двумя звонницами), то первым на пути попадется фамильный участок купеческой семьи Мокроусовых(4, 5). На нем сохранились кованая ограда на каменном основании, два ажурных чугунных могильных креста и памятник "С.-Петербургского купца Алексея Васильевича Мокроусова, скончавшегося 28 февраля 1873 г.".
Неподалеку – два памятника с металлическими крестами, принадлежность которых уже вряд ли удастся установить. Прочие захоронения на южном участке относятся к советскому периоду.
Наиболее древняя часть кладбища, как и положено, тяготеет к алтарю церкви Св.Архистратига Михаила. Если идти вдоль южного фасада храма от рубленой надкладезной часовни (вход из притвора), то первым на глаза попадется участок храмового причта. На нем сохранилось самое старое индивидуальное датированное захоронение из тех, что удалось обнаружить автору при беглом осмотре. Это могила чтеца Платона, умершего в 1806 г. – она отмечена низким белокаменным надгробием с высеченными крестом и "мертвой главой".
Кстати, на соседнем участке, в листве, притаился похожий памятник, однако написанное на нем разобрать трудно.
Пройдя от алтарной апсиды около 30 м в юго-восточном направлении, можно найти братскую могилу иноков и мирян, погибших в 1610 г. Ее легко узнать по современной металлической ограде и высокому деревянному кресту.
Второе главное захоронение кладбища принадлежит упомянутому выше блаженному старцу Василиску. Оно находится прямо напротив алтаря и также отмечено деревянным крестом (в ногах растет старая береза).
Стоит прочесть велеречивую эпитафию на могиле подвижника, а затем – обратить внимание на полузаброшенный участок прямо за ней. Пара обветшавших, а некогда великолепных каменных памятников принадлежит богатым крестьянам деревни Харитоновой – Тихону Григорьевичу (1812-1875) и Дарье Петровне Тихановой (1813-1880). Вероятно, это былые донаторы храма, что дает основание для более благосклонного внимания к их запущенным могилам со стороны нынешних прихожан... Правее могилы старца похоронена супруга о.Рафаила – урожденная Е.А.Котикова, а также члены ее семьи.
Использованы материалы А.Рощектаева и О.Ольгерд.
|
|