Отчет о поездке в Сергиев Посад
     В одно совсем не прекрасное утро мы встретились у касс Ярославского вокзала. Погода стояла ветреная, прохладная и сырая. Похоже, день начинался неудачно.
     Мы зашли в кассы пригородных электричек, встали в длинную очередь и сразу поняли, что не успеваем взять билеты на "Спутник", который идет всего 1 час и практически без остановок. У кассира постоянно зависал аппарат, долго стояли пассажиры, выяснявшие, что им положено согласно их льготам. Короче, билеты на "Спутник" перестали продавать, когда Дима протянул кассиру деньги. После недолгих раздумий мы купили билеты на обычную электричку и тронулись в путь. За разговорами полтора часа прошли незаметно.
     Когда мы вышли на платформу Сергиева Посада, начал накрапывать дождик. Забегая вперед, скажу, что дождик сеял весь день, почти не переставая.
     С вокзала мы пешком пошли до Лавры. Город показался мне очень спокойным, уютным, но глубоко провинциальным (в хорошем смысле этого слова). Он напомнил мне старую Таганку, Швивую горку, где я родилась и выросла. Старые одно-двухэтажные, в массе своей деревянные дома. В Сергиевом Посаде (тогда Загорске) познакомились мои родители в 1951 году. А я попала сюда впервые.
     В этот субботний день посетителей в Лавре было немеряно очень много иностранцев и прихожан, которые пришли на службу, а кто-то пришел просто набрать святой воды. Было много таких же, как мы, которые просто гуляли и фотографировались.
     Мы с Димой обошли всю Лавру, спрашивая служителей, где похоронен генералиссимус Шеин. К сожалению, никто подсказать не смог и мы его не нашли. Но увидели интересные надгробия.

Княгиня Мещерская

А соседствует княгиня с крестьянином...

Крестьянин Николаев

Недалеко в густых кустах Дима увидел огромный камень, заросший мхом, а подойдя ближе, разобрал надпись: "Иван Сергеевич Аксаков" (сын писателя Сергея Тимофеевича Аксакова).

Иван Сергеевич Аксаков

Затем мы просто погуляли по территории Лавры и пофотографировались на память.

Лидия Нарцева

Дмитрий Терентьев

Выйдя из ворот Лавры, мы пошли в музей-заповедник "Конный двор", расположенный на площади, но немного в стороне, на берегу Белого пруда. Даже на шпилях башен можно разглядеть флюгеры в виде конской фигурки. А во дворе видно желтую деревянную форму для отливки колокола, хотя это муляж, как сказала нам смотрительница музея.

Конный двор

"Конный двор" является крупным хранилищем предметов, извлеченных при раскопках из древних курганов, которых в Сергиево-Посадском районе множество. В древности люди активно селились в этих местах. В музее мы осмотрели витрины и экспонаты, к сожалению, получились не все снимки.

Мощи

Топор для рубки рыбы. XIX век

Погуляв по музею с полчаса, мы поняли, что пора и пообедать, и пошли в близлежащее кафе, которое нас очень устроило по уровню и быстроте обслуживания и приятно удивило очень приемлимой ценой.
     В приятном расположении духа мы вышли из кафе и единогласно решили посетить старое городское кладбище (в городе есть еще Новое и Воздвиженское, на котором похоронен Александр Владимирович Корявин (26 июня 1965-24 мая 1985) - Герой Советского Союза, ефрейтор).
     Доехать на автобусе или маршрутке мы не решились, т.к. не знали, какой маршрут туда идет, хотя, надо сказать, что этот транспорт в городе снует как тараканы. Короче, Дима поймал машину.
     Через 10 минут мы входили в ворота кладбища, на часах было 16-00 и еще совсем светло. Сначала мы просто погуляли по основным аллеям, но особенного ничего не увидели. Надо признать, кладбище для прогулки оказалось приятным, ухоженным и не роскошным.
     На одном из участков в глубине мы увидели пожилую пару, которая прибирала у родственников в ограде. Дима подошел и спросил, знают ли они известных людей, похороненных на этом кладбище. Женщина сказала, что есть кое-кто, а мужчина вызвался нам показать эти могилы.
     Вот что он нам показал:
      Чудинов Михаил Васильевич, про которого наш провожатый сказал, что он был очень уважаемым человеком в городе, работал на знаменитой "Скобянке" и когда его хоронили, в городе гудели все паровозы.

Также он показал нам могилу капитана ледокола "Ленин" (не атомного) Печуро Адольфа Казимировича (на памятнике написано КазЕмирович) и его жены - судового врача Анны Сидоровой. Капитан Печуро упоминается в воспоминаниях Корельского Василия Павловича.

Про этих людей он тоже сказал, что они является Героями Советского Союза:
     Ларионов Валентин Вениаминович

и Попов Виктор Германович

Мы поблагодарили нашего провожатого и решили походить еще по боковым аллеям. Вот кого мы нашли сами:
     Герой Советского Союза Воронцов Михаил Егорович, страничка которого есть на сайте Андрея Симонова "Герои страны". Надеемся и фотография могилы ему будет интересна.

Заметили издалека необычный, даже красивый на фоне остальных надгробий, памятник композитору Пахомову Сергею Георгиевичу:

И заинтересовались памятником Куркову Виктору Сергеевичу, на котором изображен самолет:

А еще нам встретился вот такой шедевр прикладного искусства, характерный для провинциальных кладбищ:

На часах было 18-00, начинало слегка смеркаться и мы решили пуститься в обратный путь. Выйдя с кладбища мы сели в маршрутку и через 10 минут были на вокзале, но решили ехать не поездом, а на автобусе, который уходит в Москву каждые 9 (!) минут. Купили в дорогу пирожков и пепси, тронулись в 18-45 и в 20-00 вышли у метро "ВДНХ" с чувством удовлетворения от замечательной поездки.

11 октября 2008 г.
Лидия Нарцева

/Все отчеты/

При полном или частичном использовании материалов ссылка на НП "Общество Некрополистов" обязательна.
          © Некоммерческое партнерство "Общество Некрополистов" 2008 г.