Отчет о поездке в Тульскую область
|
7 апреля 2009 года, мы втроем, Петр Устинов, Лида и я отправились в Тульскую область, где посетили усыпальницу и музей графов Бобринских (потомков Екатерины II и Григория Орлова) и первое Городское кладбище, где похоронены многие изобретали оружия и ракетных установок (Макаров, Стечкин, Пурцен и другие). Лауреаты и академики, все они в Туле жили, по понятным причинам. И еще нашли немало Героев Советского Союза, не меньше 20-ти человек (пока еще не успели с Лидой посчитать, она была на одном краю кладбища, я на другом). Это вкратце. А если подробно...
Посетить склеп и музей Бобринских Петр собирался уже целый год. Первый отчет на сайте Общества как раз об этом месте и заканчивается он мыслью, что надо бы помочь музейным сотрудникам (точнее, сотрудницам): парковые деревья скоро рухнут на крыши, а спилить их некому и т.д. В общем, спустя всего год мы, взяв бензопилу и фляжку коньяка, отправились пилить.
Из Москвы выехали в 8-15, а вскоре стали происходить странные вещи. Петр позже уже рассказал, что даже чувствовал себя "подавленным", так как ему стало непонятно происходящее. То есть, сначала все было понятно – мы просто ехали быстрее, чем разрешалось, и нас остановили. Петр же начал рассказывать гаишнику о том, что мы собираем информацию о Героях Советского Союза и разыскиваем их могилы. И, в общем, гаишник дал ему сдачу со штрафа. Чем привел Петра в полное смятение.
Ну, потом нас снова остановили за превышение скорости, но на сей раз, сдачи уже не дали. А жаль. Словом, мысли Петра перепутались, и мы случайно свернули в город Новомосковск, куда нам совсем было не нужно. Украшенный трубами, помойками и отработанными угольными шахтами (а почему их не закапывают, кто знает?) город производит впечатление декораций к фильму "Сталкер". Даже по внутренним ощущениям: и ничего вроде не происходит, а оглядываешься – и страшно... С трудом выбравшись оттуда, мы, наконец, попали в г.Донской, где и находится музей Бобринских. Центральная улица города представляет собою смесь грязи и булыжников. Зато по ней бойко бегают лошадки, запряженные в телеги, на которых сидят цыгане. Романтика. И пока мы с Лидой "любовались" ею, Петр начал звонить директору музея, чтобы предупредить о нашем визите. "Мы на центральной улице" - кричал он в телефон, варьируя между ямами.
"Я вам сочувствую" - ответила директор.
А один мой тульский знакомый, которому я позвонила спросить путь, сказал, что там даже немцы на танках не проехали. Однако в итоге мы нашли – пусть "не дорогу, но направление".
Для начала, правда, мы остановились у местной церкви. По ее территории тоже проходят трубы. Справа от церкви интересный забор с загадочной надписью. Ход мысли пишущего мы потом пытались разгадать с сотрудницами музея. Решили, что может, человек хотел написать "Машины не ставить", но понял, что слово "машины" не войдет. И сократил текст. Кто знает.
Справа от церкви мемориал воинам, павшим в Великой Отечественной войне и две могилы Героев Советского Союза. Правда, на одной из них не сказано, что здесь похоронен Герой, но видимо, в спешке забыли указать. Музейные сотрудники и сайт города подтверждают, что он Герой.
В музее нас встретила директор Вера Дмитриевна. К сожалению, спилить деревья не получилось, все завалено снегом. Петр поставил подпорки, чтобы они все же не рухнули. Так что через месяц поедем туда снова и спилим (главное, чтобы не через год!). Сам музей не работал, но хранитель музея Елена Борисовна провела для нас экскурсию. Началась она с макета Луны, где указаны и подписаны все кратеры. Оказывается, раньше здесь был планетарий, причем второй в стране (первый в Москве). Он располагался в здании церкви – купол как раз пришелся к месту. Но с возрождением православия в городе здание церкви пришлось отдать церковникам, и планетарий закрылся. Остались только одинокая Луна... ну, и вера в Бога, наверное.
О Бобринских можно почитать в сети, так что не буду много говорить. Сам Алексей Григорьевич был не очень интересен, но его дети и внуки сделали для России много. Один стал основоположником сахарной промышленности, другой - железной дороги. У Петра в первом отчете есть список похороненных в склепе. Вот здесь краткие биографии некоторых из Бобринских.
http://www.bogoroditsk.ru/articles/index.php?t=1&art=44
http://www.cargobay.ru/news/izvestija_moskva/2005/3/11/id_22175.html
Нам рассказали, что в 20-х годах тела были выкинуты из склепа и закопаны тут же поблизости во дворе. В мае 1941 года в усыпальнице организовали кафе, устраивали в нем танцы, но из-за войны кафе просуществовало, видимо, недолго, точно никто не знает. Самые последние укрепления пола (склеп двухэтажный) датированы именно 1941 годом. Потом в 2003-м тела нашли и снова перезахоронили в усыпальнице. Правда, система водоотвода уже сломана. Навестить могилы иногда приезжает потомок Бобринских. К сожалению, склеп сейчас находится в таком состоянии, что внутрь его попасть нереально.
Ну, а мы втроем на "Гарике" (так Петр зовет свою машину) подъехали к нему слишком близко и... долго потом не могли выехать из парка. Петр поставил летнюю резину, колеса скользили, а ехать надо было в горку. Сдерживая нахлынувшие на нас чувства, мы с Лидой толкали машину, которая пыталась съехать задом прямо в Дон, который начинается за склепом. Но все равно ни черта у нас не вышло, пока не догадались положить под колеса палки и ветки. И таки выбрались!
Следующим пунктом программы у нас было Всехсвятское кладбище Тулы, но мы на него не попали, так как решили заехать на первое Городское. Здесь нам встретился чудесный охранник, который согласился провести экскурсию. Он не только все показал, но и рассказал, кто кем был из тех людей, чьи могилы он показывал нам. Потому что на многих могилах написано, что здесь лежат лауреаты или дважды лауреаты государственных премий, оружейники и ракетчики, но что именно они изобрели, сконструировали, не сообщается. Побродив до вечера, мы отправились в Москву. По дороге нам попался еще один "шедевр" местной творческой мысли – растяжка над дорогой с надписью "Сегодня я свободна. Позвони - и буду твоей", внизу телефон и больше нечего. Я решила, что рекламируют девочек. Правда, после третьей растяжки у Лиды возникла версия, что рекламируют все же саму пустую растяжку. Наверное, так оно и есть. Вернулись в Москву мы только в 10 вечера, проехав 500 км. Отчет написала быстро, разобралась не во всем собранном материале. Но он же никуда не денется. Чуть позже разгребем...
Елена Черданцева
Еще несколько фотографий
|
|