Отчет о посещении Северного кладбища в Ростове-на-Дону
|
В октябре мне – после многолетнего перерыва - довелось посетить Ростов-на-Дону. Это город, в котором родился мой дед по отцовской линии. Правда, тогда это был не Ростов, а Нахичевань-на-Дону (или, по-армянски, Нор-Нахичеван), и только в 1920-е годы его официально включили в черту Ростова.
Ростов-на-Дону, помимо всего прочего, интересен и тем что, по некоторым данным, именно в нем находится крупнейшее в Европе кладбище. Оно расположено в северной части города и носит соответствующее название – "Северное". Что касается его площади, то в разных источниках приводятся различные цифры, которые колеблются в пределах 350-400 га. Это, действительно, очень много. Уже находясь в Ростове и изучая план города, я увидел, что других новых современных территорий, отведенных для захоронений, в городе попросту нет, и потому большинство умерших ростовчан обретает вечный покой на Северном кладбище.
Так что версия о том, что "самое большое" европейское кладбище находится в Ростове-на-Дону, а не где-либо еще, отнюдь не лишена оснований.
В день отлета в Москву мне удалось выкроить пару часов, чтобы ознакомиться с этим некрополем-гигантом. В район, где находится кладбище, следуют многочисленные автобусы и маршрутные такси. Но случилось так, что я воспользовался автобусом, который подходит не к главному входу, а огибает кладбище с противоположной стороны. Местные жители подсказали мне, где надо выйти, и показали дорогу.
От автобусной остановки надо идти около километра.
Кладбище появляется перед глазами неожиданно – сразу за узкой лесополосой.
Это – его самая отдаленная часть (на схеме обозначена как участки 186 и 187). Вдали видны знаменитые ростовские лесостепи - вероятно, в том направлении и будет происходить развитие территории.
Я сразу обратил внимание на местное своеобразие: почти около каждой новой могилы стоит скамейка. У нас, в средней полосе России, скамейки на кладбищах тоже ставятся, но гораздо меньшие по размерам. А эти похожи, скорее, на городские скамьи-лавочки, которые в Москве устанавливаются на площадях, в скверах и на бульварах. Здесь, в Ростове, видимо, нет разницы, где конкретно поставить такую типовую скамейку – в городском дворе или на погосте. Многочисленные, уходящие в перспективу желтоватые пятна, образованные с помощью свежеструганных горизонтальных реек, создают какую-то особую эстетику, придавая неповторимость всему облику этого кладбища.
Постепенно богатых и художественно выразительных могил становится все больше и больше. В районе участков 43 и 44 кладбище выглядит уже совсем по-иному.
К его основной территории примыкает большой церковный двор с шатровым храмом.
Около храма находятся захоронения священнослужителей, образующие самостоятельный погост.
Как-то незаметно я оказался у широкой асфальтированной дороги, ведущей от главного кладбищенского входа в его центр. Поначалу меня поразила интенсивность движения на этой магистрали, и только потом я узнал, что по ней осуществляется проезд не только частных автомашин, но и маршрутных автобусов – приблизительно по той же схеме, что и на Хованском-Центральном и Хованском-Западном кладбищах в Москве. Главный вход отмечен "Поклонным камнем" - композицией, увенчанной крестом.
Отсюда я и начал знакомство собственно с могилами. Интересно, что на каждом перекрестке номер того участка, который примыкает непосредственно к дорожке, обозначен большими цифрами, а смежные с ним – малыми. Остроумное решение. Оно свидетельствует о том, что здесь думают о посетителях и заботятся об их удобствах.
В моем распоряжении оставалось около часа, и я выбрал для фотографирования те надгробия, в которых, на мой взгляд, наиболее ярко отразились местные особенности. Недалеко от входа расположена могила олимпийского чемпиона, борца В.В.Николаева – одного из самых знаменитых ростовских спортсменов.
На главной аллее похоронен Е.С.Савин, являющийся представителем Ростовского инженерно-строительного института – известного учебного заведения и научного центра России.
На противоположной стороне дороги – могила А.Г.Кольцова. Судя по униформе, этот человек связал свою жизнь с водными просторами, без которых трудно представить себе Ростов и его окрестности.
Там же, в районе главной аллеи – скульптурное изображение покойного в полный рост, что является характерным для кладбищ юга России. Обращает на себя внимание не только оригинальная эпитафия, но и второй - на этот раз плоскостной - портрет человека, собирающегося поднять рюмку.
В целом же, "южные" темы - бокалы, виноградная лоза, винные погреба - часто присутствуют в художественном решении надгробий на этом кладбище.
Еще одну сугубо местную тему иллюстрирует изображение типичной южнорусской хатки - таких картинок явно не встретишь на кладбищах Средней России.
Есть некоторые надгробия, символику которых разгадать с первого раза мне не удалось. Например, издали показалось, что жизнь супругов Вселюбских как-то могла быть связана с кинематографом – мощение стилобатной плиты "в шашку" поначалу вызвало ассоциацию с перфорацией киноленты. Однако на фасаде размещен символ медицины, свидетельствующий о врачебной деятельности, по крайней мере, одного из тех, кто похоронен в этой могиле.
А вот с известным ростовским журналистом и поэтом Ю.П.Крымским все оказалось проще. Первая из его ипостасей предстает в образе реального пера. Вторую также выражает перо – но не столько как орудие труда, сколько как обобщающий романтический образ поэзии.
...Здесь и без того ограниченный срок моего пребывания на Северном кладбище Ростова-на-Дону окончился, и я поспешил в аэропорт. А напоследок сделал кадр, который, в принципе, вполне бы подошел для начала этого отчета.
|
|