Отчет с выставки "Некрополь-2012" и покупка памятника Вячеславу Цареву
     Год назад НП "Общество некрополистов" впервые приняло участие в выставке "Некрополь", посвященной похоронной индустрии. Правда, тогда мы решили, что наше участие в этом мероприятии ничего нам не дало. И все же, когда зашла речь о том, будем ли мы участвовать в выставке "Некрополь-2012", я первая сказала: "Да". Почему нет? Все равно у нас с прошлого года остались рекламные проспекты, визитки, плакат. И на все это уже были потрачены время и деньги, зачем бросать свои труды?
     Готовиться к выставке мы начали в... последний день перед открытием. Двамал прислал мне фотографии, которые мы хотели дополнительно повесить на стенде. Это портреты актеров и снимки их могил. Те, что разыскали некрополисты, и которые, благодаря прямой или косвенной деятельности "Общества некрополистов", сейчас находятся в приличном состоянии. Это и Ольга Бган, и Юрий Саранцев, и Вера Ивлева... В общем, не без труда мне удалось найти фотомастерскую, где их срочно напечатали, и с пачкой снимков я поехала к Петру Устинову, у которого год назад мы оставили все документы, необходимые для выставки. Здесь уже сидели Женя Долгих и Наташа Цетнарская, точнее они проводили обыск Петиной квартиры, где как в черной дыре, пропали и плакат, и визитки. Обыск положительных результатов не дал, так что решили обойтись тем, что есть.
     Утром встретились на выставке - я, Наташа Цетнарская и Андрей Симонов. Позже присоединился Двамал. Больше никто из некрополистов на выставку не пришел. Мы оформили стенд и разошлись кто куда.

     Двамал и Андрей Симонов разыскали на втором этаже фотовыставку, где шла эротическая реклама гробов.

Зачем и кому это нужно, я не поняла, потому что не поднималась наверх, а они вернулись назад с фотографиями, но без каких-либо объяснений рекламной концепции. Я бы могла сейчас что-то найти об этом в интернете, где-то об этом читала, но мое любопытство спит. Давно известно, что все товары лучше рекламировать через эротику и юмор. Осталось перейти к юмору. Но если кому-то любопытно творчество фотографов, наверняка сами разыщут информацию в сети.
     В этом году выставка "Некрополь" встречает свой 20-летний юбилей. Международная промышленная выставка "Некрополь" ежегодно проходит в Москве, региональные выставки проводились в Санкт-Петербурге, Кемерово, Красноярске, Новосибирске. Здесь обсуждаются новинки похоронной отрасли, заводятся нужные связи и контакты. К сожалению или к счастью, но мы все же являемся посторонними людьми, поэтому не можем полностью оценить значение выставки. Мне даже показалось, что здесь все так же, как было в прошлом году: демонстрация похоронной моды, венки, гробы, сувениры и т.д. Хотя сувениры интересные, например, маленькие надгробия с надписью "Лентяй месяца" или "За лучшее оправдание при опоздании на работу".

     Удивил своими экспонатами первый в России Музей мировой погребальной культуры "Наше наследие" (Новосибирск). На сей раз всем показали сценки прощания, манекены в траурной одежде стояли и сидели, изображая скорбь. Тут и мастерская по пошиву одежды для умерших, и прощальный зал, и женщина у детского гробика, а рядом пустая коляска.

     Здесь же расположились шкафы, где на полках стояли рамки со снимками мертвых детей или родителей, которые держат умерших детей. Я бы не хотела размещать их в отчете, а то потом плохо спится. ...Пока я содержимое шкафов рассматривала, мимо меня и совершенно меня не замечая, прошествовали Двамал и Андрей, видимо, как и я, углубившиеся в разгадывание смысла детских фотографий. Двамал объяснял: "...есть такой фильм - "Другие", и там тоже фотографировали мертвых..." и т.д. Фильм такой действительно есть, с моей любимой Николь Кидман - жуть нечеловеческая.
     В другой день я бы присоединилась к их разговору, но тогда я занималась другим вопросом: хотела купить крест. У моего родственника он сгорел на днях на кладбище, и раз уж все так сложилось, я решила узнать, что можно купить, а что нет. Поразили цены... Они в разы дешевле, чем на кладбищах Москвы, но мне объяснили, что здесь я беру напрямую, без перекупщиков. А ведь если бы не печальное обстоятельство, мне бы и в голову не пришло интересоваться ценами. В итоге, обошла все и выбрала гранитное надгробие, и кроме того, еще успела договориться о том, что здесь же, на выставке, сделают и гравировку. Есть такой станок, который за несколько часов на граните или на стекле вырезает изображение. Станки продавались здесь же, покупателям гордо сообщали, что у них российская разработка и производство, торговала ими компания из Рыбинска "Софт электроникс".
     В общем, на второй день выставки я приехала с отсканированной фотографией, нашла грузчиков, чтобы перенести плиту от продавца гранита до продавца станков. Когда ее водрузили и установили нужную программу (станок связан с компьютером), у меня появилось несколько свободных часов, я еще раз прошлась и осмотрела сувенирную продукцию из Бухары,

но так и не решилась ничего купить и опять пошла к памятникам.
     ...Дело в том, что мы как-то, каждый по отдельности, задумывались о небольшом памятнике для Вячеслава Царева. Он запомнился всем только одной ролью - глуповатого пионера в фильме "Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен". Еще в первый день выставки я начала говорить Двамалу, что "давай ему купим крест, ведь у него табличка, как у бомжа". Но Двамал меня отговаривал вместе с пресс-секретарем ГУП "Ритуал" Романом Литвиновым, по их мнению, ни к чему ставить временные кресты, лучше уж подождать, а потом к весне подкопить на достойный памятник.

     Я согласилась с доводами, но "весна" наступила очень быстро, потому что недалеко от нашего стенда стояли в ряд небольшие гранитные плиты, только все они уже были проданы. Их забирали оптом. ...Вообще тут, вероятно, мистика. Потому что не такой он великий актер и не стали бы мы тратить на него большие деньги, да и я бы постеснялась уговаривать людей, ну, продали они все - значит, не судьба. Но когда я во второй раз столкнулась с продавцом, он неожиданно сказал, что если мне нужен только один памятник - то он продаст его за шесть тысяч. Это, конечно, было замечательно, но я подумала о деньгах. Совсем недавно члены "Общества некрополистов" поставили надгробие Юрию Саранцеву, и, насколько мне известно, все взносы ушли на него. Я позвонила Наташе Цетнарской, спросила, есть ли в кассе нашего "Общества" деньги. Она сказала, что как раз есть шесть тысяч, их внесла Лена Рожнова, когда вступала в "Общество". Вечером мы все созвонились и решили, что надо брать.
     ...Третий день выставки оказался совсем тяжелый - грузчики заламывали цены, все участники разъезжались. А еще к нам приехали с РЕН-ТВ, сказали, что снимают фильм о людях, чьи могилы заброшены. Фильм на 48 минут, им надо срочно сделать интервью с нами. Они давно уже звонили, и я их пригласила сюда, решив, что как раз найдется время. Но в этот день ситуация мне уже виделась, как в сюрреалистическом кино. Началось торжественное закрытие выставки, перед посетителями выступал некий певец, исполнявший песни Киркорова, а мимо нас гастарбайтеры выносили гробы к выходу. Я даже не могла сосредоточиться, а подъехавшая с деньгами на памятник Наташа Цетнарская выступать не хотела. Зато вскоре появился Двамал, он взялся что-то рассказывать журналистам.
     А мне к тому времени закончили делать гравировку, но я успела рассказать гравировщикам, что еще мы готовим памятник для одного артиста, и если они нам сделают надпись - их покажут в кино. Они согласились и сказали, что успеют закончить надпись до закрытия выставки, если мы немедленно принесем камень. Поэтому мы с Наташей схватили тележку и бегом повезли его к гравировальным станкам. Подписи мы сделать успели. Не только имя, но даже его коронную фразу: "А чой-то вы тут делаете, а?"

     Интересно, что на лицах людей, наблюдавших за нашими действиями, читалась такая же фраза. Они сначала недоумевали, но позже, глядя на происходящее, пообещали, что готовы нам присылать надгробия, если понадобятся, по ценам ниже московских. Кроме того, у них есть и просто расходные материалы, которые почти ничего не стоят, но из них можно сделать что-то вполне достойное. Мы обменялись телефонами.
     А я все погрузила и... оказалась в странном положении - 350 килограмм гранита в машине на летней резине и катать его предстояло по всей Москве и области. Ведь Царев на Перепечинском, а я на Волгоградке. Вот если бы мне сразу удалось отвезти хотя бы один памятник - все легче. Я пошла к стенду ГУП "Ритуала", где в это время стоял начальник пресс-службы, Дмитрий Васильевич Коробцов, и сказала, что нахожусь в экстремальной ситуации. Он удивился (кажется, очень сильно) и позвонил на Перепечинское, чтобы меня там встретили. Мы радостные сели в машину, я, Двамал и Наташа и поехали... и как-то заболтались, и я пропустила нужный поворот. Разворачиваться смысла не имело, кругом одни пробки, пришлось поехать домой. Странная рассеянность, но за три дня я очень устала.

***

     В первое воскресенье после выставки развезла камни. Правда, в тот день в Москву пришла метель с дождем и гололедом. На Ленинградке машина даже не ехала, а плыла среди глубоких луж. На Перепечинском луж не было, оно ближе к северу - там просто намели сугробы - в один из них я заехала, пока соображала, где мой поворот. К счастью, меня оттуда благополучно вытолкали незнакомые люди.
     Вслед за мной подъехала съемочная группа с РЕН-ТВ, они хотели снять могилу Царева, потом прибыл Петр Устинов, он привез Двамала, Наташу и Женю Долгих. Нам прислали в помощь мальчика с лопатой, чтобы почистить могилу, но мы изображали героев и почистили ее сами маленькими лопатками из машины. Впрочем, ставить памятник, наверное, уже поздно. Для укладки цемента нужна плюсовая температура. Так что мы оставили его до весны, заказали еще фотографию актера, ее прикрепят на гранит.

     В общем, я тут перечислила свои героические усилия, но на самом деле нам стоило бы поблагодарить организаторов этой выставки и ее Президента Сергея Якушина, потому что благодаря, наверное, в первую очередь ему, мы неожиданно нашли помощников в деле сохранения памяти знаменитых людей, зачастую на сегодняшний день полностью забытых.


23-28 октября 2012 г.     
Елена Черданцева     


/Все отчеты/


          При полном или частичном использовании материалов ссылка на НП "Общество Некрополистов" обязательна.
          © Некоммерческое партнерство "Общество Некрополистов" 2008 г.