Поиски Сукачева (часть 2)
     Наши безуспешные поиски продолжились в октябре. На место поисков мы выезжали еще два раза, однако по уважительным причинам продолжаю только сейчас.
     Попробую написать так, чтобы увиденное на фото заинтересовало вас, уважаемые читатели, так же, как и меня захватило увиденное своими глазами. Здесь не столько планомерный поиск, сколько попытка описания. Слово "планомерный" вообще не подходит к этому процессу. Тут, скорее, метания в кустах с лопаткой в форме мастерка.
     Мне никогда прежде не встречалось кладбище организованное в таком формате. Образовано оно приблизительно в 1850-1860 годах (самое раннее у меня нашлось 1853-го года), и древние эти могилы почти все целы. Только они в большинстве своем под слоем земли и опавших листьев. Но читаемые.
     Это не смутило родственников ни в каком году, и последующие захоронения, любые, дореволюционные, а также довоенные и послевоенные и даже могилы свежие совсем (2009-2010) расположились прямо на старых. Вот то есть прямо-прямо. Ни о каких участках, вообще ни о каких вариантах деления и разумного освоения земли некрополя - речь не идет. На старых кладбищах, и всем это известно, происходят подзахоронения. Это, несомненно, запутывает. Бывает еще, что кладбище сносят, разрушают, а из его плит делают оформление для нового на том же месте или дальше (так, например, в Ялте, на Поликуровском холме, парадная лестница к мемориальному некрополю выложена из мраморных плит уничтоженных кладбищ, развернутых обратной стороной. И Ялтинский мол, который можно увидеть во многих фильмах, тоже выложен плитами надгробий, уже зачастую и не развернутых). Но здесь именно вперемешку, не глядя, закапывают кого-то в 1958 году между 1905 и 1881, а детское надгробие 1861 года служит ступенькой для входа в оградку этого самого пятьдесят восьмого. 80% старых надгробий читаемы. То есть старое кладбище не разрушали, и не сносили, а сделали вид, что его там нет. Какие-то таинственные "Они" всех времен. И Они начали вклиниваться и вкапываться. И продолжают вклиниваться и вкапываться. И еще это любимейшее место наркоманов, судя по количеству шприцов. Хотя на их месте я бы так уж далеко не ходила. Там сразу становится глубоко, страшно и никого никому не видно, сразу после входа. Но наркоманы думают иначе. Поэтому шприцы лежат даже в таких закудрявистых местах, где не ступала нога человека лет сто, куда я только что самостоятельно прорубила дорогу лопаткой. Прорубила, и - опа! а там уже шприц новехонький, такой пластмассовый привет тебе, Аня.
     С другой стороны, если считать, что на надгробных плитах кладбищ записана история города, то здесь многотомная история просто спрессована в один том. Антология. Для исследователя ценнейший материал, при условиях верной интерпретации. Только где найти ее, ту верную.
     Вот, видите, новый бетонный цоколь соседствует с древним. Так они и сидят там, древние могилы, как грибы.

Орфография надписей вся моя. Не обессудьте. Оригинальные надписи видны на фото.
     "Здесь покоится прах раба божия Севастопольскаго мрш Архипа Коновалова умер 1 апреля 1884 года на 58 году". Кто он, мрш? Вот супруга мрш - севастопольская мещанка Анна Коновалова.

Может быть, мрш - это сокращенное от мещанина? A proposito, раньше ведь существительное "мещанин" не носило такую негативную окраску. На польских кладбищах я видела надгробные надписи "купец и обыватель такой-то". Интересно, когда слова "мещанин" и "обыватель" стали такими, нелестными? Википеды в статье о Мещанстве как-то этот вопрос обошли. После Маяковского? Вот Набоков в 1957 году очень нелицеприятно о них отзывается - http://www.adme.ru/retro/vladimir-nabokov-poshlyaki-i-poshlost-108005. Да что Набоков, уже Чехова считали обличителем мещанства и пошлости. Так когда же? Ведь Архип и Анна Коноваловы считали себя просто городскими жителями.
     Но я отвлекаюсь. У меня в грибах теперь - греки. К грекам довоенным у меня особое отношение, потому что я много читала о предательствах крымских татар, но нигде мне не попадалось ни одного предателя-грека. Избирательно читаю? А депортировали их в том мае всех вместе. Теперь собираю крымских греков, чтобы хоть как-то. Не встречала ни одного обычного грека, все - необыкновенные личности, имена необыкновенные, ноблесс облидж. Георгий Эммануилович Михали, ск. в 1899 году.

     Чем еще это кладбище беспечально и не скрывает своего назначения - тем, что иногда попадаются кости. Вот так:

Причем надгробие весит тонну и могила вскрытой не выглядит. Та земля рядом - это мы сами сгребали с камня, чтобы прочитать текст. А кости рядышком лежали. Возраст определить на глаз не могу. Домой нести определять тоже, не доставляет, как некоторым))) Беспокоилась, публиковать это фото или нет. В свете последних событий как-то ярко и натуралистично чрезмерно будет. Вот мол, они, эти некрополисты, а вот у них еще и кости повсюду поразбросаны. Но потом решила, что настоящий художник должен быть правдив (с). Все так и есть, все так и есть в Бахчисарае, и из песни слов не выкинешь.
     Есть также и тропинки там, и тропинки иногда сохранены. Они старались как-то уместиться в прежних границах.

     Жаров Геннадий Николаевич похоронен здесь в 2010 году.

Позади видна труба и еще толстая труба внизу - это одна из четырех границ кладбища (оно почти квадратное), там за трубой неуютная заросшая проселочная дорога, а за дорогой жилая частная разномастная застройка. А если шагнуть из ворот кладбища (на фото с правой стороны), то через несколько метров можно потерять его из виду, а то и вовсе забыть, что оно там было.

     Вот что-то старинное, красивое, в папоротниках:

И тут же серое простое кубообразное: Петрова У.А., 1958 год

     И мимо таких не могу проходить, особенно когда глаза в зеленых листьях. Имени нет, ничего нет, а лицо осталось.

     Вот такая цветистая семья, и одни женщины.

Имена тоже не у всех сохранились.
     Заслуженная учительница Чайковская В.И. (1888-1963), инициалы незаслуженно не написали, к сожалению.

     А вот оно, то о чем я писала! Видите, Они по Ним ходят. Не замечают как бы. Невероятное место. А вот используют в качестве ступенечки.

     Вот над этой надписью я провела несколько минут, пытаясь разобраться.

"Здесь похоронены А.М. Прокопович(..)" И, очевидно, кто-то еще. Потому что Ы и много букв. Могила военная - дальше есть слово "немецко-" и дата 1944.

К сожалению, буквы утрачены безвозвратно.
     Дальше еще есть вот так:

Вот здесь годятся лопатка и топорик.
     Но продолжим о греках. Олимпиада Кичова, ск. в октябре 1861 года (крепостное право!!!)

Фамилия может варьироваться, рядом Кичо Мария Ксенофонтовна (1906-1958). Тут же еле заметная Попова со стершимися инициалами (1857-1937). Это я к вопросу о захоронениях по годам. А в глубоких глубинах - подарок редкой красоты и значимости: Харлампий Константинович Арабаджи, в почти прекрасной сохранности надгробный монумент. Х.К.Арабаджи скончался 21 ноября 1905 года на 71 году жизни.

Вот здесь http://librar.org.ua/sections_load.php?s=culture_science_education&id=8587 нашлись: Вопросы духовной культуры. Абдуллаева М. Церковно-приходские учебные заведения греков Крыма в конце XVIII - начале XX ст. "С сентября 1872 г. существовало греческое церковно-приходское училище при соборе св. Николая в Бахчисарае. Основателем учебного учреждения был протоиерей Паксимаде. В 1884-1885 учебном году учениками школы были 74 ребенка: 33 мальчика и 41 девочка. Она содержалась на государственные средства и располагалась в церковных помещениях. Кроме того, школа получала пожертвования от прихожан церкви. Назовем надзирателя бахчисарайского приходского училища Харлампия Арабаджи, который внес 80 руб."
     По годам очень даже подходит. А в шаге от Арабаджи через сорок лет похоронили семилетнего мальчика Зайченко Юрия Ивановича. А поглубже - снова греки - красивое написано на монументе на греческом, и заброшенный поросший мхом двадцатипятилетний Феодосиади Михаил Иванович (1914-1939).

Рядом, тоже в хорошем состоянии памятник пятидесятилетнему Хадживатову Константину Ивановичу (1848-1898).

И наши старые знакомые - пластмассовые шприцы.

     Посмотрите, какое замечательное лицо - Егоров Андрей (1902-1952). Похож на, к примеру, изобретателя гиперболоида. Или, если вспомнить дискуссию между "физиками" и "лириками", то это - физик. И снова пятидесятилетний.

А вот это что такое, после 1938 года - пуля? Камень?

     Мужчины все молодые. Щербина Иван Вакулович (1907-1939), лицо оперного певца.

Многим ли посетителям кладбища так интересно, как мне, вглядываться в эти лица, которые совсем скоро исчезнут? Мне хочется всех сохранить и запомнить, или помянуть, как правильно? А на дорожке - снова возвращаемся в девятнадцатый век - Ерина (Ирина?) Юрьевна Панайотова, скончавшаяся роковых пятидесяти лет в 1897 году. Есть также Симеон Адамов, не доживший до девятнадцати лет в 1873 году. Разброс в годах захороненья не перестает меня удивлять.

     Дальше - прекрасная находка в чаще! - героическая страница нашего спрессованного обстоятельствами увесистого тома - Поцуев Иван Самсонович - бомбардир Севастопольской обороны 1854-55. Девяносто лет, богатыри, не мы.

     В нашем томе есть страничка и для описания трагедии молодой красивой женщины и ее семьи: "Мы как память сбережем твое дыханье, твою любовь, твою светлую честную жизнь в наших сердцах до конца наших дней. Муж и мама." "Трагически умерла. Дорогой и любимой жене и сыну Погореловой Лилии Андреевне 1928-1961" Судя по характеру написания эпитафии, сын не прожил и нескольких дней и явился причиной ранней смерти Лилии.

     Но нет нигде Владимира Платоновича Сукачева, и более того, есть печальное известие, необъяснимое. Я заметила "провал" на этом православном кладбище Бахчисарая в годах, интересующих меня и Иркутский музей - http://www.museum.irk.ru. Сейчас поясню. Много могил девятнадцатого века. Хороших и разных. Много годов тридцать пятых, тридцать восьмых, встречается сорок второй, сорок пятый и сорок девятый, далее "плотная застройка", до настоящего времени, почти без пропусков. А вот между девятьсот пятым и девятьсот тридцатым - в моих лично исследованиях - пробел, провал, отсутствие. Куда Они в такие грозные годы положили всех Их? Где все двадцатые годы? А где семнадцатый и восемнадцатый? Они же там должны всю основную часть составлять. Где более спокойные пятнадцатый, шестнадцатый, ... а девятый где? На том русском кладбище на горе, о котором я писала в первой части Истории, есть немного могил 1917 и 1920 года, но их действительно немного, пять или семь, и это не оправдывает отсутствие, например, периода 1920-1930, или 1905-1915. Загогулина? Есть, конечно, и такое ржавое, проваленное, неизменно населяющее все заброшенные и незаброшенные кладбища Крыма. Но ведь и это не двадцатые? Где они, хоть кто-нибудь?

     Люблю я четверостишие, несмотря на его, мягко скажем, слишком частую цитируемость в эпитафиях: "Тише, листья, не шумите. Вы маму не будите. Спит в могиле под крестом. Вечным сном."

В нашем томе много трагедий. Посмотрите на годы жизни Машеньки Петровой.

Достаточно потусторонне выглядят и пупсики на ее простой могиле, если принять во внимание место расположения могилы - глубокая лесная чаща. Но кто-то же принес кукленков. Кто-то шел на кладбище, забрался в эту глушь, и у него случайно оказались с собой два пупсика, побольше и еще маленький?
     Строение в центре некрополя, которое мы вначале приняли за маленькую церквушку (плохо разбираемся в храмовой архитектуре), впоследствии оказалось надгробным монументом.

Но о нем я расскажу в третьей, заключительной на сегодняшний день части Истории о безуспешных поисках. Возле мнимой церквушки обнаружился еще один Михали, явно из той же семьи, только со странным написанием в именительном падеже "Памятник Отец Михайли".

Вокруг строения были сфотографированы интересные фамилии: муж и жена Кернажицкие, умершие в 1960 и 1981 годах, и Дзенциольская Ида Яковлевна (1896-1956), после гугла оказавшаяся бывшей узницей женского лагеря АЛЖИР. Рядом находилась могила Андрея Борисова, скончавшегося в 1895 году. Опять этот разброс в датах.
     Удивительное "надгробие" ожидало нас и на выходе с кладбища. Вот ворота.

А вот надпись: "Спи спокойно, дорогая мама".

А где мама? Вблизи ворот никого с фамилией Бусыгина нет(((
     Напомню, что мы ищем место последнего упокоения настоящего русского человека Владимира Платоновича Сукачева, и обследовали уже практически весь сохранившийся некрополь города Бахчисарая. Процитирую с иркутского сайта: "Сохранилось воспоминание профессора Бордосского университета Жюля Легара, побывавшего в Сибири в 1897 году. В книге "По Сибири", вышедшей в Париже в 1899 году, он писал: "Я познакомился с местным городским головой господином Сукачевым. Он элегантный сибиряк, с которым знакомы многие наши парижане. Но, вероятно, очень немногие побывали в его изящной картинной галерее, которая является одной из редкостей Сибири... Галерея почти исключительно русская: это патриотизм, который я очень ценю".
     В следующий раз мы приедем в Бахчисарай через неделю, зайдем на это необыкновенное кладбище с другой стороны, но к разгадке не приблизимся. До встречи в третьей части.


октябрь 2011 г.     
Анна Косова     

/Все отчеты/


          При полном или частичном использовании материалов ссылка на НП "Общество Некрополистов" обязательна.
          © Некоммерческое партнерство "Общество Некрополистов" 2008 г.