Выставка "Некрополь-2011"
|
В Москве на ВВЦ 25-27 октября прошла 19-ая международная похоронная выставка «Некрополь-2011». В ней участвовало 218 компаний из 110 городов России, и еще представители из Германии, Италии, Бельгии, Венгрии, Великобритании, Ирландии, Австрии, Чехии, Испании, Китая, Хорватии, Канады, Белоруссии, Индии, Пакистана, Узбекистана, Украины, Казахстана.
Но главное, чем она ознаменовалась – это тем, что впервые на нее пригласили «Общество некрополистов»)))) И мы к ней даже готовились. Женя Долгих делала плакаты, рассылала всем варианты, а также программу, которую, как позже выяснилось, никто из нас не прочитал))) …Я впрочем, честно решила почитать пресс-релиз выставки, и, наверное, зря, потому что волосы мои зашевелились. Эпиграфом выступало изречение Стива Джобса «Смерть, наверное, самое лучше изобретение Жизни. Она – причина перемен. Она очищает старое, чтобы открыть дорогу новому». …Чья смерть имеется в виду? …Твоего ребенка? Или любимого человека? Или компьютерной программы?! Они не считают нужным уточнять такие «мелочи»? …В общем, я немного побесилась, вспомнила сгоряча, все «шутки юмора», которые существуют на сайтах работников ритуальных служб, типа «Не бывает невыносимых людей, бывают узкие двери» или «Спи скорее, твоя подушка нужна другому», «Когда бы не состоялся вынос, главное, чтобы мы – вас, не вы – нас!» и т.д.. Не буду здесь много цитировать. Уверена, что шутки нужны людям в этой отрасли, чтобы снимать стресс от своей, действительно сложной, работы. И шутки эти не от черствости душевной, а оттого, что смерть хоть как-то необходимо нивелировать, если ты сталкиваешься с ней ежедневно. Так делают и врачи, и милиция, извините, полиция… Но зачем пережимать ситуацию?! Еще бы плакаты развесили «Мертвоё тело – живая копейка…» …Ну, да ладно. Как ни крути, многие из этих циничных фраз и анекдотов о смерти придумали хорошие люди, писатели, классики, чьи могилы мы же пытаемся разыскать и сберечь.
…Организатором выставки и ее президентом является Якушин Сергей Борисовович: многие видели по ТВ сюжет про его крематорий в Новосибирске, где проводы в последний путь проходят в форме торжественного и красивого обряда. И это именно у него рядом с крематорием гуляет верблюд, и у него же выступал какой-то известный певец, не помню имени (об этом писали в Гостевой Общества). Якушин говорил в интервью, что пытается донести до людей, что со смертью надо смириться, как с неизбежностью. Что мать, которая не смогла смириться со смертью дочери, через пять лет заболевает раком в неизлечимой форме, а человек должен пройти свой путь до конца. Не буду пересказывать его слова про реинкарнацию и проч.. Боюсь, получится кривой телефон. Но те, кто видели тот сюжет, сошлись во мнении, что человек он очень интересный. А то, что он же и выставки делает, мы узнали только на открытии. В общем, что-то мы не в теме…
Теперь расскажу о выставке.
…Конечно, в первую очередь люди приехали сюда продавать и покупать. Наш стенд смотрелся бледно среди роскошных гробов (в них просто жить можно), дорогих мраморных памятников, блестящих парчовых и кружевных покрывал, огромных венков, двухметровых кукол с крыльями, предназначенных для украшения траурного зала. …Наверное, скоро мы перестанем, - видя украшенный цветами лимузин, - отличать, свадьба здесь или похороны…
Но были и скромные стенды, на одном из таких мы познакомились с Александром Сазановым, издателем журнала «Реквием». Открыв его, я сразу натолкнулась на высказывание Ф. Ларошфуко «Пышность погребальных обрядов не столько увековечивает достоинства мертвых, сколько ублажает тщеславие живых». И то, что живым это нужно, я убедилась, тормознув у стенда Узбекистана. На стенде висели роскошные национальные костюмы, расшитые позолотой.
- И у вас в этом хоронят?
- Только богатые, - уточнила девушка-продавец, наверное, удивившись моему глупому вопросу. – А бедные берут костюмы напрокат.
Получается, во время прощания покойник будет выглядеть достойно, но вот закопать подобные наряды в землю для родных неподъемная трата. Местные ритуальные службы учитывают и этот момент.
Интереснее всего было, наверное, у стенда Новосибирского Музея мировой погребальной культуры. Они представляли свою продукцию (в первый день ее отдавали бесплатно), брелки в виде слегка подредактированных дорожных знаков: знак пешеходного перехода… Один человечек на нем и правда пешеход, а вот сзади за ним гонится смерть. Знак «больница» - на постели, обычно пустой, теперь сидит смерть же с косой. Знак «Дорожные работы» - рабочий с лопатой, а рядом с ним …гробик. Брелки в виде черепов и оторванных ушей могли бы привести в шок нормального человека, но таких на выставке было не было. Цена за вход в 2 тысячи рублей ограждала от случайных любопытных.
Впрочем, другие экспонаты музея заставляли задуматься: гробы из шприцов и пачек сигарет. «Хорошо бы такие в школах выставлять! – рассуждал народ. - А рядом снимки подростков, погибших от наркомании, и их могилы для наглядности. С сообщением, что вся жизнь наркомана это только черточка между датами рождения и смерти…»
…Самыми необычными экспонатами были, пожалуй, гробы африканской республики Ганы. Один в виде бутылки водки, другой в виде рыбы. В прилагаемом буклете сообщалось, что в Гане к смерти относятся спокойно и даже радостно, смерть - это освобождение души. Гробы делают в виде объектов важных для покойного, отражающих его статус, желания или вкусы. Гробы в форме автомобиля, спортивной сумки, мобильного телефона (я перечисляла и вдруг подумала, какой они пустой жизнью там живут в Гане, если хоронят себя в банке пепси). Основателем производства таких гробов стал плотник Ата Ову, родившийся примерно в 1904-ом году. Сейчас такие гробы приобретают многие музеи в мире.
Я раньше видела подобные, но сильно уменьшенные гробики; их привозили в качестве сувениров наши туристы, побывавшие в Гане. Отказать себе в таком сувенирчике не смог никто. И вдруг они в Москве, да еще в натуральную величину?!
- Неужели берут?! - пыталась я разузнать.
- Не обязательно же думать только о продажах, - ответили мне. – Это просто фишка для выставки. Раньше фишкой были гробы с кондиционером; потом позолоченные, на них шло сусальное золото... Теперь вот эти. Но если вам нравится, мы изготовим на заказ. Тут уже одна журналистка примерялась к бутылке, но сказала, что «Столичную» не любит, а вот если бутыль будет из-под вискаря, то она купит.
- Так вы бы сразу представили весь ассортимент бара.
- Но в Гане нет такого ассортимента. Художник и этот гроб планировал сделать в виде пивной бутылки, пока ему не сказали: парень, ты в России, какое пиво?!
На выставке постоянно шли семинары, учебные, показательные. Я услышала только начало, когда на открытии вышел президент китайской похоронной ассоциации Жанг Хонг Чанг. Он рассказал публике, что в Китае около 100 тысяч ритуальных организаций, и около 3-ех тысяч крематориев. Для справки, в Москве крематориев всего 3, и еще один в Подмосковье…
На выставке прошел и показ мод, его увлеченно фотографировал Петр Козьмич. Проект «Белое-Черное», организованный Элизой Россар, заслуженным художником РФ.
У них интересный буклет издан, где много рассказано про то, что «на Руси по усопшему одевали кручинную одежду до 40 дней. Первый кручинный комплекс менялся вторым, третьим, четвертым…» Я честное слово не знаю, какую часть Руси тут имели в виду, какой социальный слой? Откуда у крестьян столько одежды? Вероятно, художники выше таких мелочей как социальное расслоение)))
…Меня там еще одна художница удивила. Девушка-англичанка, она стояла над белым гробом и так увлеченно его разрисовывала, что даже не сразу услышала мой вопрос, могу ли я сфотографировать ее шедевр? Когда услышала, отвлеклась от трудов и принялась улыбаться. Я не могу вспомнить художников, которые так же вдохновенно украшали бы то, что скоро закопают в землю. Художникам, как правило, нужно отставить свой след в вечности, даже, когда она их не просит об этом. А тут девушка так искренне, так честно трудилась…
Вечером 2-го дня у нас состоялся семинар, где мы должны были рассказать про «Общество некрополистов». Но вышло так, что членов Общества было больше, чем гостей. Оно и понятно. Еще заранее, обсуждая семинар, мы говорили, что вряд ли оно кому-то надо будет на выставке. Она ведь посвящалась похоронной отрасли, с которой мы никаким боком не связаны. Мне даже кажется, что абсолютно параллельны. Тем не менее, мы с Петей чего-то там даже рассказали. Правда, я то видела свою роль только в том, чтобы представить наших товарищей, которые делают сайты и могут о своей работе поговорить. Но эти товарищи не очень хотели выходить из зала. Хорошо, но кратко выступил Женя Румянцев, оказывается, он умеет говорить красиво, когда хочет. Еще говорил Сергей Мержанов про архитектуру на кладбищах. Опять же, если бы мы понимали чего от нас хочет публика (и если бы она там была), мы собрались бы и сказали бы речь нетленную, а так …просто посидели, поболтали.
Если подвести итог, то конечно правильно мы сделали, что побывали на ВВЦ. По крайней, было очень интересно. Могли ли мы продуктивнее работать там? Не знаю. Какой у нас продукт? Для этой ли он выставки? …С кем-то мы познакомились удачно. Я вот даже стала читателем журнала «Реквием», начала читать статью о разрушенном Митрофаниевском кладбище в Ленинграде, где был похоронен знаменитый вице-адмирал, дважды совершивший кругосветное плавание, писатель Василий Михайлович Головнин… Потом дам почитать, кому интересно. …Еще познакомились с людьми, которые оцифровывают кладбища, они готовы помогать в работе. …Все три дня выставки на ней отдувались Лида, Петр, я, и еще на один день приходил Генри, также заезжали посмотреть многие члены Общества.
P.S. Если кому интересно, мой личный итог - эти три дня меня изменили… Рассажу. В последний день выставки вечером мы вдвоем с Петром пошли на съемку передачи «Прямой эфир» с Михаилом Зеленским. Съемка предполагалась давно, но вышло так, что она совпала с выставкой. Передача посвящалась забытым актерам: Клара Румянова, Борис Новиков, Люсьена Овчинникова… Пришли в студию «вспомнить друзей» известные артисты Николай Бурляев, Евгений Герасимов… И вот ведущий начал рассказывать, что прах Румяновой около года болтался непохороненным на кладбище Донского.
- Да вы что! – объявил уважаемый мною до тех пор Николай Бурляев. – Я сам был на ее похоронах.
Я сейчас не вру, вы увидите эту передачу сами. И вы сами способны понять, что он явно путает «прощание с телом», которое могло состояться в доме актера, в больнице, или церкви, или в крематории, и собственно сами похороны - это когда прах переносят в колумбарий. И сделать это можно лишь спустя несколько дней после кремации. Проще говоря, Румянову затолкнули в печь, а прах забрать тупо «забыли». Намеренно или потому (а вот это важно!) что Смерть сама по себе настолько пугает людей, что иногда напрочь подавляет и Разум и Совесть. Они еще могут зайти в Дом Кино попрощаться, перед прессой постоять. Потом малая часть на полусогнутых от коньяка и ужаса ногах доплетается до крематория, торжественное прощание… и бегом по домам как тараканы… Дальше хоть трава не расти: где тело, где могила, куда прийти на 9 дней, куда на 40?!... Неизвестно… Ну, и ладно, баба с возу… … И наверное Якушин прав, люди не могут воспринять как норму уход человека из жизни, вот и делают черт знает чего... …Я не говорю, что надо было силком затащить Бурляева со товарищи на выставку и заставить изучать схему работы крематория со словами: «Чего же вы заливаете, батенька?», я к тому, что, может, и зря мы шарахаемся от деталей работы ритуальных служб, от их проблем и даже их шуток. Так старательно избегая любых знаний о смерти, мы что-то можем потерять и в жизни.
Елена Черданцева
конец октября 2011 г.
|
|