Интересная находка на старом Алупкинском кладбище!
      Некоторые фотографии Алупкинского старого кладбища я разместила на своем сайте в разделе «Алупка» еще в октябре 2009 г., а вот с автором этих фотографий – Андреем Симоновым – попала в это место сегодня впервые (28 августа).
      Место волшебное. Фамилии и надгробия необыкновенные. А если присмотреться внимательнее, то и пугающее место. Дело вот в чем.
      Многие ограды и детали оград, даже бетонные основания – заботливо покрашены. И не просто покрашены, а разными цветами. Три оттенка зеленого. Два оттенка синего. Фиолетовый. Белый и бежевый. Черный. И розовый.
      Будет ли хорошо видно на фото Вам – не знаю, постараюсь дополнить фотографии текстом, но чем дальше мы забирались вглубь кладбища по крутой горе, тем сильнее мне становилось не по себе.

      Надо отметить, что кладбище - старое, очень-очень старинное по крымским меркам – то есть встретить 1852, 1864 год захоронения – довольно легко. Это редкость, такой некрополь, такая сохранившаяся жемчужина, и традиционно эти жемчужины пребывают в разорении и запустении, кресты разбиты, все разбросано, заплевано и ухайдокано. Здесь тоже разбито, забросано и изломано, и изгрызено, и проросло, да.
      Но кто-то красит. Причем красит избыточно, заботливо, и нерационально, красит труднодоступные ограды и легкодоступные, и наоборот, такие же не красит, оставляет ржавыми – никакого смысла, никакой последовательности я в таком подходе к покраске не уловила. Вы представляете себе человека, взбирающегося в такую скалистую гору почти вертикально вверх с банками масляной краски трех оттенков зеленого и двух оттенков синего? И с розовой? Белой,бежевой?
      Я, когда представила, мне стало страшновато. Такое обилие свободного времени. И покраска оград и даже бетонных оснований, и даже камней! У могил, на которых уже не видно ни буквы, ни самого надгробия! Несколькими слоями, тонами, оттенками!
      - Надо выбираться отсюда, - сказала я Андрею гнусавым голосом из голливудского фильма (это когда на заднем плане горит завод, а герой спрашивает героиню, в порядке ли она, и потом титры). Я не была в порядке.
      Мы с ним, конечно, смеялись, но к звукам стали прислушиваться более внимательно, не идет ли ОН, гремя костями, кистями и банкой перламутровых оттенков сиреневого. Попробую проиллюстрировать.
      Вот Мухин – он белый. Просто белый.

      Вот на заднем плане видна ограда цвета морской волны.

      У профессора Боброва ограда бежевая.

      У Борисова синяя.

      Вот безымянная с кольями неординарными (чтоб не лазили?) светло-голубая, сзади безымянная белая, а еще другой оттенок синего.

      Вот просто Хаос.

      Ржавого, упавшего, черного и белого тоже много, не буду Вас терзать. Верьте так. И камни крашеные есть, и стволы деревьев. Вот крест ярко-зеленый,

      а вот салатный появился

      Краска свежая совсем. Вот тут уже буйство весенних красок. Цветники.

      Не совсем некрополистический пока получается сюжет, но это пока.
      Я закончу свой трактат о цветах вот такой красотой: нежно-голубой, по нему пики зеленые с ярко-розовыми шпилями, а внутри еще и завитки светлые.

      Может, у меня восприятие обострено… может, нормально это...
      Сразу после этого цветового безумия мы с Андреем нашли Мурочку.
      Мурочке не покрасили ни камни, ни крест. Рядом с ней куча мусора и бутылок.

      Я читала о ней детям часто!, всегда!, кто помнит?
      «Дали Мурочке тетрадь, стала Мура рисовать (…)
      Я сама ее из головы выдумала!»
      («Закаляка», автор Корней Чуковский)
      А история про Муру, про лошадку и Бобу, детская такая, чудесная!
      (Боба погиб в 1942-м).
      Про место же захоронения Муры много фантазий журналистов, есть просто предположения, как у Натальи Дремовой: http://www.chukfamily.ru/Kornei/Biblio/Dremova.htm:
      «Муру Чуковскую похоронили на ялтинском кладбище, и хотя его границы сильно изменились, некоторые старожилы вспоминают, что видели эту могилу еще в 60-70-е годы. Несколько раз за последнее десятилетие краеведы пытались отыскать ее, но безуспешно.» Удивительное совпадение, что позавчера, 26 августа 2011 я впервые разговаривала с Натальей Дремовой, и она назвала мне две интересующие ее личности: Аполлинарию Суслову и Мурочку Чуковскую, мол, вот бы найти! Совпадение, или «я сама ее из головы выдумала»? А есть в инете странное журналистское сочетание правды с ахинеей, Екатерина Кубовская:
      http://www.sobytiya.com.ua/public/08/2279
      «Девочка умерла через два месяца, в ноябре 1931 года, не дожив до 12 лет. Ее похоронили в Гаспре, и со временем могила затерялась. Во многих источниках пишут, что место ее погребения так и не найдено, но это неправда. В 2002 году крымский историк и краевед Дмитрий Борисов, потрясенный дневниками Чуковского, где тот описывал по дням страдания своей дочери, отыскал Мурину могилу на старом Гаспринском кладбище, близ санатория "Ясная Поляна". Как рассказал "Событиям" Дмитрий Борисов, сейчас на этом месте воздвигнут крест с лаконичной надписью "Мурочка Чуковская".
      Очень хорошо, что отыскал, но «адрес» могилы намеренно искажен до неузнаваемости? Санаторий «Ясная Поляна» - здесь
      http://www.interdom.ua/Krym/Gaspra/sanatoriy-yasnaya-polyana/
      Это действительно Гаспра. А могила девочки в Алупке, на старом Алупкинском, а не Гаспринском кладбище. Это как если Симферополь и Севастополь перепутать. Между поселком Алупка и поселком Гаспра есть еще поселок Кореиз, так на всякий случай.
      Журналистка в жизни не встречалась с краеведом Дмитрием Борисовым? Краевед не отличает Гаспру от Алупки? Мурочка имеет два захоронения? Скорее всего, журналистка «услышала звон» не от краеведа, иначе не было бы гордого глагола «воздвигнут» в последнем предложении. Это вот старая ржавая железка, замечу, непокрашенная, в кучах мусора и бутылок рядом – это «воздвигнут крест с лаконичной надписью»?

      Между прочим, могила близко от входа и недалеко от интереснейшего храма. Да там дорога к храму отлично видна на фото! Толпы паломников! Где там бродили в поисках Мурочки десятилетиями старожилы и краеведы, остается только догадываться. Так что новый адрес «затерявшейся» Марии Чуковской – можно просто прийти в:

      «К концу XIX века население Алупки сильно возросло, а храм, построенный в 1820 году на средства графа Воронцова, был разрушен оползнем. Инженер-гидростроитель Я.П. Семёнов и архитектор О.Э. Вегенер приняли решение о возведении храма в центре Алупки, рядом со старым кладбищем. 2 октября 1902 года утвердили проект, разработанный Хрисанфом Васильевым, и начали сбор средств. Основным капиталом стали 45 тысяч рублей, которые завещала Софья Вялых-Флегонтова. 26 октября 1903 года состоялась торжественная закладка, но строительство, из-за нехватки денег, шло с перерывами. Пришлось даже рассылать письма к богатым людям с просьбой о пожертвовании. Многие известные и состоятельные люди в Крыму с готовностью откликались на просьбу о помощи, среди них Воронцовы-Дашковы, Мальцовы, Милютины. Государь Император выделил 2800 рублей на изготовление золочёных купольных крестов. Из-за недостатка средств вместо колокольни соорудили деревянную звонницу на семь колоколов. 8 ноября 1908 года в день Архистратига Михаила храм был освящён.Крестообразный храм построили в русском стиле. Пять глав гордо вознеслись к небу. Для возведения и отделки стен использовали гаспринский и инкерманский известняк. Внутри храм украшали росписи, с потолка свисала огромная люстра, изготовленная ялтинскими мастерами. Иконостас выполнили в Петербурге в мастерской художника В.С. Лапина. В 1927 году в Крыму произошло сильное землетрясение, вследствие которого храм получил серьёзные повреждения. В октябре 1927 года церковь закрыли. В 1932 году храм решили разобрать, с куполов сняли кресты, но само здание всё же сохранили, устроив здесь складское помещение. В 1990 году храм святого Архистратига Михаила вновь был передан Православной Церкви, начались восстановительные работы, через год была проведена первая служба. Правый придел освятили в честь святого Николая Чудотворца.
      Взято отсюда: http://sobory.ru/article/index.html?object=12872 и придел там, к несчастью, назван «пределом». У храма похоронен герой Синопской битвы и обороны Севастополя – иеромонах Никандр.

      Адрес храма: 98676 Украина, АР Крым, Ялта, г. Алупка, ул. Ленина 4
      Восстановительные работы в храме выглядят крайне печально.
      Ступени, достойные входа в небогатую сауну:

      Пластиковый козырек:

      Кстати, по другим источникам храм закрыли в 30-е годы почти в одно время со смертью Муры. Роль Марии, рано умершей младшей дочери Чуковского, мне кажется, в творчестве уникального писателя неоценима. В дневниках он писал о ней так, как может только настоящий литератор выворачивать боль свою и чувства свои:
      «В сентябре Муре снова стало хуже. «Старается быть веселой – но надежды на выздоровление уже нет никакой. Туберкулез легких растет… Личико стало крошечное, его цвет ужасен – серая земля. И при этом великолепная память, тонкое понимание поэзии» – это дневниковая запись за 2 сентября. 7-го – «Ужас охватывает меня порывами. Это не сплошная полоса, а припадки. Еще третьего дня я мог говорить на посторонние темы – вспоминать – и вдруг рука за сердце. Может быть, потому, что я пропитал ее всю литературой, поэзией… она мне такая родная – всепонимающий друг мой. Может быть, потому, что у нее столько юмора, смеха – она ведь и вчера смеялась – над стихами о генерале и армянине Жуковского… Ну вот были родители, детей которых суды приговаривали к смертной казни. Но они узнавали об этом за несколько дней, потрясение было сильное, но мгновенное, – краткое. А нам выпало присутствовать при ее четвертовании: …»
      Обстоятельства смерти Муры и все события, что происходили в то время с остальными Чуковскими столь ужасны, что у меня не хватает душевных сил ни писать здесь о них далее, ни цитировать. Только удивительно, сколько может вынести человек, люди, дети. И за что такое мучение ребенку?
      А вот что думает об этом современная молодежь: http://darkfall.beon.ru/17710-606-kornei-chukovskii-zakaljaka-dali-muro.zhtml.
      Каждый выбирает по себе, что тут комментировать. Ограниченные люди, мозгом забаненные в гугле.
      И вот еще несколько фотографий санатория «Солнечный», в котором умирала Мурочка и другие детки. Санаторий очень старый, очень заброшенный, но имеет «действующий вид». Красивейшие корпуса. Оригинальный стеклянный навес над входом (сравните с пластиковым козырьком храма).

      Огромная благодарность Андрею за все и Наталье за обеспечение того, чтобы эта экскурсия состоялась. Девочка к нам просто вышла. Прошу простить за ритм, текст и сбивчивость, я сегодня несколько оглушенная, на море страшный шторм, а у моря ветер сто миллиардов метров в секунду. Вот там видны белые барашки.

      День прожит не зря.
      Буду рада Вашим впечатлениям и отзывам. С Андреем мы традиционно забыли сфотографироваться.

Анна Косова     
август 2011 г.     

/Все отчеты/


          При полном или частичном использовании материалов ссылка на НП "Общество Некрополистов" обязательна.
          © Некоммерческое партнерство "Общество Некрополистов" 2008 г.