Поездка 8-9 июля 2022 года во Владимирскую область

Состоялась двухдневная поездка во Владимирскую область, в ней приняли участие Пётр, Влад, Лада и Двамал. Решили ехать в ночь, с палатками, чтобы переночевать на берегу реки, посидеть у костра, поесть печёной картошки, выпить вина, и, если досидим до рассвета, встретить восход солнца. Днём же запланировали побывать на двух кладбищах.

Назначили час отбытия из Москвы - после 18.00. Собрались к этому времени на памятном месте на Рязанском проспекте. Настроение у всех было приподнятое.

Наш путь лежал в деревню Спасское, что в 20 километрах от Лакинска (Владимирская область) - там дача, в своё время построенная Петром, которой теперь владеет его сын. В упомянутую деревню приехали примерно около полуночи. Сын Петра, Алексей и его жена звали нас хотя бы перекусить с дороги, но мы были настроены ехать на реку.
      Алексей на квадроцикле взялся показать путь, мы за ним... Но, как часто это случается, очевидно для того, чтобы наше путешествие стало хоть немного похожим на приключение и вспоминалось через годы, Пётр ухитрился съехать с дороги и его "Глаша" (так он называет свой автомобиль) увязла в грязи. Намертво. Я и Лада, вышедшие из правых дверей машины, также угодили в жижу, но быстро выбрались на дорогу. Пётр стал кому-то звонить, Алексей на квадроцикле умчался за подмогой. Пётр же сказал нам: идите на пляж, а сам остался у машины. И мы пошли, но пройдя немного по этой тьме, поняли, что идти не зная куда - вариант перспективный только если речь идёт о какой-нибудь русской народной сказке, а мы куда придём, понятия не имея где мы, что справа, а что слева... Поэтому вернулись к машине.
      Сначала было тихо. Запрокинув голову в небо, совсем немного звёзд можно было увидеть, но ковш Большой медведицы на своём месте. И тут возник сначала в отдалении шум моторов, затем свет фар и голоса, и вскоре мы увидели, как петляя по дороге, в нашу сторону стремительно приближались, очевидно, со стороны реки, две машины. Мы думали, что они проедут мимо, но они, очевидно, зная место, где мы застряли, остановились, из них вышли трое молодых людей лет по 20-25 и предложили нам помощь. Машины у ребят были отечественные, если я не ошибаюсь, что-то типа ВАЗ 21099.

Попробовали вытащить "Глашу" с помощью троса. Но трос оборвался. И тут подъехал на квадоцикле Алексей, а с ним и дополнительная подмога - несколько местных мужиков, и сразу на дороге стало многолюдно и шумно. А в просвете фар скромно виднелся могучий агрегат типа джипа, как я понял, это та Toyota, на которую и возлагались надежды на спасение "Глаши".

И точно, этот агрегат вытянул наш транспорт легко и в одно мгновение. Раздались радостные возгласы. Ничто не доставляет людям столько удовольствия, как факт, что ты только что кому-то реально помог, просто так, без всякой корысти и желания сделать кого-то своим должником... Мы искренне поблагодарили наших спасителей, если бы не они, вряд ли бы мы вытащили машину своими силами, да ещё и ночью.
      Но на этом помощь со стороны местных не закончилась, те ребята и сын Петра помогли нам добраться сквозь тьму до пляжа, поскольку Пётр решил оставить "Глашу" неподалёку от места, где мы застряли.
      Путь на пляж показался мне долгим, а машина скакала по колдобинам, вокруг же царила ночь, а парень, который нас с Ладой вёз, сказал, что мы едем вдоль реки, которая от нас слева.
      И вот мы на месте, выгрузились, наши провожатые уехали, и стало тихо. Но мы, расположившиеся на поляне были не одни, неподалёку от нас на берегу ловил рыбу местный житель, закидывая в воду светящуюся яркими цветами удочку.
     Река же была погружена во тьму, но восток уже был окрашен заревом готового к пробуждению солнца.

От воды поднимался пар, и был укрыт белёсой дымкой противоположный берег. Надо же какая она здесь широкая, - подумал я о реке...
     Первым делом добыли во тьме дрова, Пётр разжёг костёр, поставили палатки. Сейчас трудно вспомнить, о чём мы тогда говорили, одно только можно сказать: было хорошо и совсем не холодно.

В котелке сварился борщ, и пусть его происхождение было весьма сомнительным - из пакетика рублей за 30, но каким же вкусным он получился на костре... Чуть позже, когда заметно посветлело, закопали в угли картошку.

Естественно, выпили немного вина. Владу оно показалось слишком терпким. Ночь же уходила слишком быстро, и примерно в 4 часа утра не то из дымки, не то из-за далёкого леса над рекой явился ещё сонный диск солнца. Я как раз и хотел поймать этот момент.

К сожалению, оптика фотоаппарата не смогла передать то, что мы видели своими глазами - идеально ровный диск в небе без того жёлтого сияния, которое видишь на фотографии. Фотография также не может передать и само явление солнца, тот восторг, когда смотришь на него не отрывая взгляда, пока оно ещё не превратилось в сгусток убийственного для глаз пламени. И казалось, оно не стоит над горизонтом, не поднимается над Землёй, а от него к нашей планете проложена идеально прямая, хоть и невидимая дорога в голубом воздухе, и по ней Солнце движется прямо к Земле, и кажется, что оно не так уж и далеко, и с каждой минутой становится всё ближе...

Спать легли, наверное, около пяти утра, я же почему-то не смог нормально спать в палатке, позже всех лёг и раньше всех встал, и было непонятно, хочу я спать или нет. Наш сосед, рыбачивший на берегу, забрав всё, что ему принесла река, сел на мотоцикл и отбыл. Что же до реки, то ночью, из-за тьмы, дымки над противоположным берегом, дыма над водой, нам казалось, что река широкая, но когда пришёл рассвет, рассеяв ночной морок, оказалось - река не такая широкая, как нам виделось ночью.

Единственное, что омрачило утро - передержали в костре картошку. Хоть и получилась она вкусной, но некоторые клубни, пришлось выбросить - они, можно сказать, сгорели. Надо было их выкопать перед тем, как отправились спать.
     Вот, как выглядел наш лагерь утром...

Не помню, что было сначала, завтрак, а затем купание в реке или наоборот. Помню только, что мне поручили допить оставшееся в бутылке вино.

Купаться же пошли только Пётр и Лада. Их заплывами и бултыханиями можно было любоваться с берега.

Cборы в дорогу получились более долгими, чем планировалось, так как вещей у нас оказалось больше, чем рук. Но Пётр срубил длинную палку, на неё повесили вещи. Палку эту Пётр и Влад, "закинули на плечо" и пошли. Лада увесила себя лёгкими рюкзаками и сумками, и катила тележку. До места, где осталась ночевать машина по имени "Глаша" дошли, минут за 15 вдоль тихой реки.

Покинув Спасское, поехали на кладбище микрорайона Оргтруд, который теперь является одним из микрорайонов г. Владимира. Здесь Влад хотел найти могилу актёра-эпизодника Николая Гавриловича Сморчкова (1930-2021). Если посмотреть список его ролей в фильмах за более чем 60 летнюю актёрскую карьеру, можно смело назвать его одним из самых востребованных актёров нашего кино, ведь он, внимание, снялся более чем в 200 фильмах. Но была у него и одна главная роль. В 1965 г. он сыграл Михаила Ивановича Калинина в фильме "Сквозь ледяную мглу".
      Есть актёры, которые запоминаются сразу и навсегда, взять хотя бы того же Николая Николаевича Кутузова (1897-1981)(вот, чью могилу найти бы). Да одну его ведьму в "Вие" попробуй забудь... Или Галину Кривову из Суздаля, которая вообще не была актрисой, люди и имя то её вряд ли знали, но как было не запомнить её в фильме "Женитьба Бальзаминова", где она играет юродивую карлицу-приживалку, кричащую нараспев: добрая, добрая... (вот, чью могилу найти бы). Да ту же Татьяну Анатольевну Войтюк (Проценко) (1968-2021) в юности сыгравшую Мальвину в "Приключениях Буратино" и никогда после этого в кино не снимавшуюся. Снялась один раз, а её до конца жизни помнили, интересовались её жизнью, да и после смерти... Спроси у кого из работников Пыхтинского кладбища, где тут могила - нет, не Татьяны Войтюк или Татьяны Проценко, а именно Мальвины, - сразу подскажут куда идти. Да много можно ещё имён вспомнить, чьи имена и образы не уходят из памяти. И в то же время есть масса артистов, которые снялись в сотнях фильмов, но почему-то не запомнились.
      Лично для меня одним из таких не запомнившихся артистов является Н.Г. Сморчков, хоть я и смотрел некоторые из фильмов, где он снимался, и даже помню отдельные его роли, а сам его образ в этих ролях остался вне памяти, будто у него не было лица. Но как бы там ни было, и могилы тех, кого наша избирательная память не помнит - тоже следует искать и сообщать о них людям.
      Само по себе старое кладбище микрорайона Оргтруд простое, на нём хоронили местных жителей. Могила Н.Г. Сморчкова нашлась достаточно быстро, она неподалёку от того входа, где мы, подъехав, оставили машину. Могила ухоженная. Н.Г. Сморчков похоронен рядом c родителями, братом, племянницей.

Постояв на могиле и сделав фотографии, мы почти сразу уехали. Впереди был путь к знаменитому храму Покрова на Нерли (Владимирская область) - его хотела посетить Лада, да и я до этой поездки видел его только на фотографиях, почему бы и воочию не увидеть, коль оказались в этих краях...
      Приехали в посёлок Боголюбово, далее для машин путь закрыт. От посёлка до храма примерно полтора километра пешком. Но и плюс есть: идёшь и наблюдаешь, как храм постепенно становится ближе, увеличивается в размерах.
      Перед мостом через железную дорогу и после него на развалах происходит торговля безделушками для туристов, тут же и пирожки по 40 рублей бабуся продаёт (не помню с чем). Есть предложение и для романтично настроенных людей - прокатиться до храма в конной повозке по полю вдали от дороги для туристов, и в процессе неспешной поездки, быть может, даже почувствовать себя, хотя бы в 19 веке, ведь куда не глянь - никакой современности, а сплошные заливные луга и старинный храм на холме. Стоит это удовольствие 500 руб с человека. Мы предпочли идти пешком.

А ещё запомнилось - в теньке могучего древа, у самой дороги белый кот с ошейником. Если бы перед котиком стояла коробка для сбора пожертвований, она бы точно не пустовала.

Обошли вокруг храма и в обратный путь. Делать там нечего, да и людей вокруг много. Сели в "Глашу", поехали. По дороге я уснул, и проснулся от того, что машина остановилась. Все стали выходить, и я с ними, ещё не понимая, куда приехали. Оказалось, заглянули в придорожный ресторанчик восточной кухни, и мы в нём были единственными посетителями. Название ресторанчика не помню. Главное, что заказанное мной харчо оказалось очень даже съедобным, и что самое главное, не очень острым. Да и по ценам кушанья нисколько не разорительны.
     Следующий пункт путешествия - село Кидекша Суздальского района Владимирской области, где на местном кладбище похоронен известный бард Александр Андреевич Дулов (1931-2007). Где на этом кладбище могила - было известно, она в паре метров от посвящённой Дулову часовни, представляющей собой уменьшенную копию церкви Бориса и Глеба XII века в Кидекше, её построили на народные средства.
     Кладбище оказалось очень маленьким и уютным, за ним до самого леса поле...

Последним пунктом путешествия был намечен город Суздаль, где у Лады были планы, связанные с приобретениями некоторых суздальских товаров. На одной из улиц Суздаля Пётр тормознул машину, зацепившись краем глаза за мемориальную доску на здании. Ему показалось, что на доске он прочтёт имя какого-нибудь Героя Советского Союза.

Но этот дом отмечен жизнью вовсе не Героя и даже не генерала, здесь начала жизненный путь оперная певица Вера Михайловна Фирсова (1918-1993). В 1947-1972 годы она была солисткой Большого театра, после оставления сцены преподавала в театральных вузах. Народная артистка РСФСР. Умерла в Москве, похоронена на Донском кладбище (Новая территория Донского монастыря).

Приехали в Суздаль, но с парковкой в нужном месте возникла проблема, пришлось покататься по городу, он мне показался каким-то очень компактным и уютным. Заехали явно в зону отдыха, там изгибающаяся река, по которой ходит прогулочный корабль и ещё привлекли внимание люди, плывшие по реке стоя в лодках (не знаю, как такие называются), управляя лодкой единственным веслом. А на берегу атмосфера пляжа в выходной день, люди отдыхают семьями, может где-то рядом и купаются, но я пляж не углядел. Тут же на берегу уютные ресторанчики.
      В конце концов, поездив по городу, мы всё же смогли припарковаться неподалёку от мемориала павшим в Великой Отечественной войне, где горит вечный огонь. Лада и Влад ушли в сторону торговых рядов, Пётр остался в машине, а я (Двамал), осматривал мемориал. Минут через 25 коллеги вернулись и "Глаша" снова в пути. Несколько минут и уютный город Суздаль с его храмами, площадью, торговыми рядами, домом Миши Бальзаминова, рекой и ресторанами остался позади. Мы влились в шумное шоссе и мчались по нему в сторону Москвы, лишь пару раз сделав остановку у магазинчиков при заправках.
Двамал
13-17 июля 2022 г.

/Все отчеты/

При полном или частичном использовании материалов ссылка на НП "Общество Некрополистов" обязательна.
          © Некоммерческое партнерство "Общество Некрополистов" 2022 г.