Моряки... Память о них живёт.

      Калининград – город морской! В советские времена именно моряки по большей части и создавали ему колорит, имидж и славу. Это была профессия, о которой мечтали. Приключения, возможность посмотреть мир, морская романтика… Не последнюю роль в этом "мечтали" играли, естественно, и высокие заработки. Моряки привозили своим близким подарки: иностранный алкоголь в красивых бутылках с эффектными этикетками, яркую одежду, джинсы, косынки, ковры, бытовую технику, сверхпопулярную когда-то жевательную резинку, сверхмодные болоньевые плащи и многое другое. Например, кукол с открывающимися и закрывающимися глазами – мечту любой девочки. Позже стали завозить иностранные автомобили. Морякам завидовали. Часто это происходило потому, что не знали, каким трудом эти косынки и плащи с коврами зарабатывались. А как они «отдыхали» в ресторанах города... Щедро, с шиком, от всей души! Да и сами рестораны города носили морские названия – «Атлантика», «Парус». А в ресторанных оркестрах пели Олег Газманов, Лада Дэнс… Но главные качества того поколения моряков – это высокий профессионализм и упорный беззаветный труд. Короче, моряком стал – жизнь удалась!
      И ещё один парадокс заключался в том, что Калининградская область была закрытым регионом СССР. Иностранные граждане были здесь редкими гостями. Но зато калининградские моряки могли посетить практически любой уголок нашей маленькой планеты. Если сегодня заглянуть в Википедию, то в ней от морской составляющей Калининграда практически ничего не осталось и попросту даже не упоминается.
      После развала СССР канули в лету (а, очевидно, вернее, в постсоветский океан «свободного рынка» и беспамятства?) «Китобойная флотилия», «Калининградская база тралового флота», «Рефтрансфлот», «Заппромразведка», «Мортрансфлот», «Пионерская база океанического флота», рыболовецкие колхозы и совхозы… Дошло до того, что знаменитые на весь мир научные суда института Океанологии Российской Академии наук в постперестроечные годы в основном… катали иностранных туристов… А что они будут делать сейчас – в нынешней кризисной ситуации? Но, лучше писателя Виктора Конецкого о моряках не скажешь... Поэтому остаётся только достойно и по-доброму вспомнить наших ушедших земляков, хотя бы некоторых…

      Капитаны… Высшая должность моряков, если можно так выразиться. На старом кладбище нашего города города нашли последнее пристанище многие заслуженные капитаны – Герои-орденоносцы.

      Вот могила Авенира Павловича Сухондяевского.

      Родился на Вологодчине в простой крестьянской семье. С 17 лет трудился матросом в Архангельской дноуглубительной базе. И всю жизнь – и матросом, и уже одним из самых известным капитанов – не уставал учиться морскому делу. Во время Великой Отечественной войны воевал на военных кораблях и морских судах в Заполярье. После её победного завершения работал в Балтийском морском пароходстве. С 1949 и до конца своей жизни трудился в рыбопромысловой отрасли страны. Был капитаном рыбопромысловых судов – большого морского рыболовного траулера (БМРТ) «Казань», транспортного рефрижератора (ТР) «Ленинские горы» … За выдающиеся успехи в достижении высоких показателей добычи рыбной продукции Авениру Сухондяевскому было присвоено звание Герой Социалистического труда. Уверен, о нём можно сказать и словами Владимира Маяковского – «Человек и пароход»: его имя носило судно.


      Рядом с могилой Авенира Сухондяевского могила Эдуарда Альфредовича Ребайнса

– капитана научно-исследовательского судна «Академик Курчатов»,

побывавшего в 53 экспедиционных походах, прошедшего почти 2 миллиона километров. А 1 мая 2001 года бывший флагман советского академического флота «Академик Курчатов» был выброшен на берег «для разделки» «на иголки», как горько тогда говорили. А оставшиеся в живых члены экипажа каждый год в марте месяце собираются вместе и вспоминают свои славные морские походы и, конечно, капитана…

      Легендарный Георгий Константинович Прокус

      Капитан рыболовного сейнера рыболовецкого колхоза «Балтиец», позднее «За Родину». Родился в городе Геническе Херсонской области Украины, в многодетной семье служащего. Грек по национальности. Окончил школу и фабрично-заводское училище. Начал работать в рыболовецкой артели, а в 19 лет уже стал уже капитаном сейнера.
      В октябре 1938 года был призван на Военно-Морской Флот. В 1940 году стал курсантом Ленинградского высшего военно-морского пограничного училища, но закончить учёбу помешала война. Участник Великой Отечественной войны. Воевал командиром бронекатера. Участвовал в боях под Сталинградом и освобождении Крыма, во всех военных операциях Дунайской военной флотилии. Освобождал Венгрию, Румынию, Болгарию. Югославию, Чехословакию и Австрию. Был трижды ранен. За мужество, проявленное в боях, Прокус награждён боевыми наградами. В 1946 году был уволен в запас. Вернулся в родные края и работал в Керченской конторе по перегону судов. В 1951 году переехал в Калининградскую область. Стал работать капитаном рыболовного сейнера рыболовецкого колхоза «Балтиец».
      Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1958 года за особые заслуги в развитии рыбного промысла в открытых морях и достигнутые высокие показатели в добыче рыбы Прокусу Георгию Константиновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
      Рядом с ним похоронена дочь Лариса, которая очень любила отца, гордилась им, рассказывала о его военных подвигах. Считала, что он достоин звания Героя Советского Союза за военные подвиги. Её жизнь трагически оборвалась в результате автокатастрофы.

Имя Героя было присвоено морозильному траулеру «Альциона»

на котором ходил капитан Прокус. В 2003 году траулер «Георгий Прокус» был... списан и разделан.

      Григорий Арсентьевич Носаль – капитан-директор рыболовного морозильного траулера «Аргунь» Калининградской базы экспедиционного, китобойного и тунцового лова.

Участник Великой Отечественной войны. Воевал минометчиком в морской пехоте, сражался под Ленинградом. Был неоднократно ранен, но каждый раз возвращался на фронт. За освоение зимнего промысла в Северной Атлантике, за высокие трудовые достижения в выполнении плана добычи и обработки рыбы в 1958 году награждён орденом Ленина, за освоение Юго-Восточной Атлантики – золотой медалью ВДНХ.
      С 1959 года работал капитаном-директором крупнотоннажных траулеров Калининградского управления экспедиционного лова и Калининградской базы тралового флота. Возглавляемые им экипажи ставили всесоюзные рекорды по добыче рыбы. В 1967 году возглавил РТМ «Рославль», экипаж которого установил всесоюзный рекорд, выловив за год 130,9 тысяч центнеров рыбы и выпустив 106,0 тысяч центнеров пищевой продукции. Достигнутые показатели закрепил на полученном в 1970 году РТМ «Аргунь».
      Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию рыбного хозяйства Носалю Григорию Арсентьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Избирался депутатом городского Совета Калининграда. Награждён двумя орденами Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны 2-й степени, медалями, в том числе «За отвагу». Почетный гражданин города Калининграда. В городе Калининград, на доме, где жил Герой, установлена мемориальная доска.

      На Цветковском кладбище похоронен воистину легендарный человек - Геннадий Васильевич Коломенский - капитан, а затем капитан-наставник легендарного барка «Крузенштерн».


      Автору этих строк посчастливилось лично знать Геннадия Васильевича Коломенского и слушать его увлекательнейшие рассказы. Например, он с гордостью рассказывал о том, как по его инициативе барк «Крузенштерн» был в буквальном смысле слова спасён для российского флота. Дело в том, что до развала СССР судно было приписано к порту Таллин и принадлежало эстонскому производственному объединению рыбной промышленности. 8 мая 1990 года Верховный Совет Эстонской ССР принял закон о восстановлении действия Конституции независимой Эстонской Республики 1938 года. 20 августа 1991 года Эстония подтвердила свою независимость. И барк «Крузенштерн» с большой долей вероятности мог остаться под флагом Эстонии.
      Капитан Коломенский, предвидя такое развитие событий, задумал дерзкую операцию по «бегству» «Крузенштерна» из Эстонии в Россию. Он полностью подготовил судно к переходу в Россию. Для подстраховки проявил инициативу и, что называется, «выбил» в Министерстве рыбного хозяйства СССР приказ за № 113 от 25 марта 1991 года, согласно которому 4-мачтовое учебное парусное судно «Крузенштерн» было передано от производственного объединения «Эстрыбпром» (Таллин) Калининградскому высшему инженерному морскому училищу (КВИМУ), позже переименованному в Балтийскую государственную академию рыбопромыслового флота. Этот его план удался: красавец «Крузенштерн» уже более тридцати лет (в том числе, конечно, и сегодня!) принадлежит России и продолжает готовить новые поколения моряков и… сниматься в кино. Так на его борту снимался фильм Станислава Говорухина «Пассажирка» (2008).

      По моим личным ощущениям, Геннадий Васильевич производил впечатление, скорее, всё же одинокого человека. Вероятно, это было потому, что он был профессионалом очень высокой пробы, выражаясь языком ювелиров, а вокруг него были люди ниже его по своим способностям (если можно так выразиться, и да извинят меня его коллеги)... Да и жил он одиноко – почти замкнуто – в Калининграде, а семья – в Санкт-Петербурге. Согласитесь, иногда о человеке многое может поведать то высказывание, которое является его личным девизом жизни. Вот любимая цитата капитана Г.В. Коломенского: "Je crois bien que j'etais un bon marin". («Мне кажется, я был хорошим моряком».)

      Капитан Евгений Ильич Мухин

В моря начал ходить с 1951 года. И 60 лет проработал в рыбопромышленной отрасли. Был одним из тех, кто стоял у истоков становления и её расцвета в регионе. Работал капитаном на рыболовных траулерах, транспортных рефрижераторных судах. Во многом благодаря именно таким людям, как капитан Мухин, строился и развивался и сам город Калининград. Его труд был отмечен орденами «Трудового Красного знамени», «Знак Почёта», медалями «За трудовую доблесть» и др. В 2011 году решением окружного Совета Депутатов города Калининграда ему было присвоено звание «Почётный гражданин города Калининграда».
      Много своего свободного времени он отдавал общественной работе. Работал капитаном-наставником в Атлантическом институте им. Ширшова Российской Академии наук. Он неоднократно избирался депутатом городского Совета Калининграда. Принимал участие в работе ветеранских рыбацких организаций. Долгие годы был бессменным Президентом ассоциации морских капитанов. Благодаря его инициативе сохранен и отреставрирован памятник «Пионерам океанического лова».

Однако не только победы знавал заслуженный капитан. Вспоминается одна из встреч с ним. Евгений Ильич был в морской парадной форме, при орденах и медалях, но лицо его выражало глубокое уныние. На вопрос о причинах сего он рассказал печальную историю. В то время проводилась работа по «оптимизации медицины в России». И вот под эту «оптимизацию» попала и больница рыбаков (МСЧ № 1), которая строилась специально для обслуживания морских экипажей рыбацкими коллективами всего региона и за деньги самих рыбаков. Почему-то именно её и «оптимизировали» – попросту (точнее, банально) закрыли. И вот ветераны морской отрасли во главе с Е.И. Мухиным, надев ордена, направились с «просящей» петицией к губернатору области. В тот период им значился Б. – человек, пришлый из Москвы (из числа новоявленных «эффективных менеджеров»). Он принял ветеранов вальяжно-снисходительно (если не сказать по-барски) – сидя, даже не предложив присесть на стулья пришедшим к нему ветеранам, прославившим своим трудом Калининградскую область. В ответ на просьбу сохранить медсанчасть господин-товарищ Б... сухо прочёл им лекцию о «линии власти» на оптимизацию всей медицины. Ветеранам ничего не оставалось, как выслушать речь-поучение чиновника и понуро откланяться. Мухин был очень расстроен таким поворотом событий.
      Другой пример. Несколько позже описанного выше случая капитан поделился со мной тем, что написал книгу воспоминаний о рыбацких историях, но не может найти спонсоров для её издания. Я обещал помочь ему в поиске средств. И этот поиск удался. Нашелся бизнесмен, в прошлом моряк. И, что самое главное, моряк в душе, который профинансировал небольшое (по количеству экземпляров) издание книги Евгения Ильича. Его радости не было предела! И один экземпляр книги (с дарственной надписью капитана) теперь хранится у автора этого очерка.

А больницу моряков всё же уберечь не смогли… В скором времени её буквально разгромили – ночью в пустой больнице… был убит сторож и варварски, как говорится, раскурочено медицинское оборудование.
      Евгений Ильич Мухин умер ранней весной 2018 года. А всего через два месяца ушла из жизни и его любимая жена – Лариса Мартыновна. Они снова рядом. А на могильной плите отображён текст записки, которую когда-то написал капитан своей верной половинке: «Лариса, мы с тобой как этот морской узел. Навек, любимая!»

Упокоились они оба на кладбище посёлка Безымянка.
      Два захоронения воистину истинных моряков. (Читатель, надеюсь, простит меня за тавтологию, но по-другому об этих Людях и не скажешь! ...) Лев Симагин и Геннадий Хлевнов

      Эти ребята свои жизни без остатка посвятили морю. Лев был штурманом, Гена – мотористом. Но главный период их жизни был отдан работе в лаборатории по обслуживанию глубоководных аппаратов. Они обеспечивали работу уникальных аппаратов «Пайсис» и «Мир», которые принадлежали институту Океанологии Российской Академии наук и базировались на борту НИС «Академик Мстислав Келдыш». Этих ребят ценили как высоких профессионалов, смелых парней, обладающих харизмой весельчаков и жизнелюбов. Например, Гена Хлевнов был награждён медалью «За спасение человека». Он был «одессит» в самом широком понимании этого слова. Порой мне (да и не только мне) казалось, что Михаил Жванецкий писал многие свои рассказы именно с него. А известнейший советский и впоследствии российский журналист Юрий Рост дружески-шутливо именовал его не иначе как «потомком одесских контрабандистов»...
      Лев и Геннадий были настоящими друзьями. Людьми, которые умели дружить по-настоящему (они всё делали ПО-НАСТОЯЩЕМУ!). С ними дружили и простые матросы, и доктора наук. За высокий профессионализм их очень уважал канадский кинорежиссёр Джеймс Кэмерон. Дело в том, что в 90-е годы россияне наивно полагали, что с американцами можно «дружить», при этом наши ребята в работах с ними показали себя только с наилучшей стороны – как крепкие профессионалы своего дела, отважные и талантливые люди. Джеймс Кэмерон снял их в эпизодах своего фильма «Титаник» и «привязался» к ним почти по-русски – всей душой. Не раз посещая Калининград, он – всемирно известный режиссёр – непременно заходил в гости к этим ребятам. Позже… скорбел об их уходе из жизни (см. статью в «Учительской газете» (№ 47 от 23 ноября 2021 г.).

      Здесь же, на старом кладбище Калининграда, и могила Виктора Тимофеевича Ларькина

– бессменного старшего механика НИС «А.М. Келдыш». Морской народ нарёк стармеха прозвищем «Дед». Но Ларькина все величали «дедушкой» – за беззлобный характер и деловые качества истинного профессионала. При заходах судна в иностранные порты он редко интересовался их достопримечательностями, нередко даже и не спускался с борта судна, а занимался профилактическими работами в машинном отделении.

      Проходя по тропинкам только одного старого калининградского кладбища, на каждой из них непременно находишь захоронение моряка, у которого есть своя биография. И можете быть уверены: эта биография наполнена интересными историями жизни. Для всего описания страниц этого небольшого очерка попросту и не хватит… Как, наверное, и терпения читателей.
      Но не можем не рассказать ещё об одном Человеке.
      Герой Социалистического труда Борис Андреевич Супруненко.

Ещё один человек-легенда. Его величали «Стармех №1». Он стоял у истоков рыболовецкой отрасли нашего региона. Имеет награды Родины – ордена Ленина, Отечественной войны, «Трудового красного знамени», многие военные медали. Участник Великой Отечественной войны. Поражает его военная биография. Сражаться начал в 560-м партизанском отряде под Ленинградом. После ранения, с конца 1941 года, служил в рядах ВМФ СССР.
      Характерно, что корабли и суда, на которых он ходил, по какой-то случайности (или закономерности) почти всегда топились противником. Первым в этой череде был военный транспорт под № 565 на Балтике. С трудом – в полузатопленном состоянии – судно, благодаря мужеству и профессионализму экипажа, всё же добралось до Кронштадта. В 1942 году немецкая подводная лодка торпедировала пароход «Щорс». Команду с него наши военные моряки успели снять и доставить в Архангельск. В 1943 году авиация немцев потопила пароход «Пролетарий», судно затонуло, а механика Супруненко успели снять с него живым. Далее назначение на транспорт «Одесса» Дальневосточного пароходства. Это судно также не избежало встречи с немецкой торпедой. Окончание войны Супруненко встретил в … английском порту Ливерпуль. Ну а потом пошли (позволим себе так – несколько вольно – выразиться) мирные подвиги этого счастливого человека… Почти на каждой аллее Старого кладбища (да также и на других) можно увидеть памятник моряку


      И так до бесконечности…

Игорь Гаврилов     
31 марта 2022 г.     

/Все отчеты/


          При полном или частичном использовании материалов ссылка на НП "Общество Некрополистов" обязательна.
          © Некоммерческое партнерство "Общество Некрополистов" 2022 г.