На нашей маленькой планете с постоянной периодичностью случаются катаклизмы, аварии, катастрофы. Гибнут люди при невероятно трагических обстоятельствах. Об этом где-то помнят, а где-то забывают… «жизнь идёт своим чередом», как любим повторять. И порой только на кладбищах о тех ярких, трагических событиях остаются следы в форме памятников. На старом кладбище города Калининграда (проспект Мира) можно отыскать множество следов катастроф – памятников на могилах их жертв... Здесь находится захоронения людей погибших в результате крушений самолётов, гибели морских судов…
Проходя по тропинкам старых участков кладбища, находишь захоронения военных лётчиков, погибших в 50-е 60-е годы прошлого столетия. Вот памятники двум подполковникам, погибшим 7 мая 1968 год «при исполнении служебных обязанностей»
Когда видишь памятники погибшим военным лётчикам, вспоминаются слова из известной песни Оскара Фельцмана «Огромное небо», сочинённой на стихи Роберта Рождественского:
«…в одной эскадрилье
служили друзья,
И было на службе
И в сердце у них
Огромное небо, огромное небо,
Огромное небо – одно на двоих…».
|
|
Ну а дальше, как известно «…мотор отказал…»
Эта песня была написана по конкретному случаю – гибели военных лётчиков: Бориса Капустина и Юрия Янова в Германии в 1966 году. Они сумели отвести аварийный самолёт от жилых кварталов города Берлина. Затем, подбив статистику, выяснилось, что подобные катастрофы случались с трагической периодичностью (и не только в СССР).
Вот и на старом кладбище Калининграда такие братские захоронения встретишь буквально на каждом небольшом участке. Надгробные памятники даже для далёких 50-х годов изготовлены добротно, солидно: из хорошего камня, с каменно-металлическими оградами, где-то однотипно.
В глубине кладбища находится ещё одно «интересное» захоронение военных лётчиков. Интересно оно тем, что здесь захоронены люди, которые стали виновниками гибели детей. Не сумели отвести самолёт от города, как это было в песне.
16 мая 1972 года недалеко от города Светлогорска Калининградской области происходила отработка полётов на военно-транспортном самолёте АН-24Т морской авиации Балтийского флота на предельно минимальных высотах. Ставилось задание протестировать радиолокационную систему.
Через 15 минут после начала тестирования, в 12 часов 30 минут, самолёт задевает крылом дерево, растущее на обрывистом берегу города Светлогорска. Пролетев ещё 200 метров, он таранит второй этаж здания детского сада, возникает сильный пожар.
Небольшой детский сад был ведомственным, принадлежал санаторию «Светлогорск». В единственной группе находились дети разных возрастов: от трёх до семи лет и три воспитателя.
Погибло 24 ребёнка, 3 сотрудника детского сада и 8 человек экипажа.
Гибели «детского садика», захоронению погибшим детям и воспитателям посвящена страничка на сайте
http://nec.m-necropol.ru/mem-an24
«Они тоже гостили на земле» в разделе «Мемориалы».
Вот братское захоронение членов экипажа АН-24Т, лётчики которого явились виновниками той давней трагедии.
Здесь захоронены только шесть человек их восьми. Как видно мемориал давно не убирали, не чистили. И песня Оскара Фельцмана… это не про них.
Свой покой на старом кладбище нашли и моряки, чьи жизни унесло море. На территории кладбища расположены сразу три крупных захоронения — членов погибших экипажей РТМ-7002 «Тукан», МРТК КМ-0261 «Ладушкин» и т/х «Сырве».
В свой 6-й рейс РТМ "Тукан" вышел из порта Калининграда 25 февраля 1967 года, направился с Северо-Западную Атлантику на промысел.
На его борту находилось 79 членов экипажа во главе с капитаном-директором Храмцовым Ю.Н.
Судьба «тукановцев» оказалась страшной: находясь в проливе Скагеррак, соединяющем Балтийское и Северное моря, 28 февраля 1967 года судно попало в десятибалльный шторм. В результате проникновения забортной воды в отсеки судна началось его затопление, которое закончилось кораблекрушением и гибелью 57 человек судовой команды. 22 члена экипажа спаслись на надувном плотике и были подобраны плавбазой «Вилис Лацис» рижской базы тралового флота.
Версий гибели судна было выдвинуто много: и «пьянство» среди членов экипажа; и «секретный груз» якобы «тайно» погруженный на борт, из-за которого судно в шторм потеряло остойчивость. А также неумение экипажа действовать в экстремальных условиях.
Принято считать, что морские уставы, законы, инструкции, приказы, указания – пишутся кровью погибших моряков. Согласно положений этих документов полная ответственность за судно, за всё, что происходит на нём, за судьбы членов экипажа - лежит, как правило, на капитане судна.
Гибель траулера "Тукан", по заключению специалистов (профильного министерства, силовых ведомств, партийных органов) произошла
"по причине затопления двух смежных отсеков — рыбного цеха и рыбомучной установки (арматурного отделения), откуда вода быстро распространялась по другим помещениям корпуса судна. Кораблекрушение и гибель значительной части экипажа траулера явились следствием низкой трудовой и производственной дисциплины на судне, притупления бдительности и пренебрежения опасностью в условиях шторма, а также результатом явно неправильных действий и грубых нарушений Устава службы на судах флота рыбной промышленности, Правил технической эксплуатации и положений, регламентирующих безопасность мореплавания, со стороны командного состава судна!
В общем… вина капитана, неумелые действия экипажа…
Мне самому приходилось ходить в моря на морских судах. И так случилось, что в одном из рейсов, где я был участником, погиб человек – член экспедиции, который проводил забортные работы, связанные с глубоководным погружением. Его гибель была вызвана неисправностью технической системы «механизма». Перед погружением в воды океана (дело происходило в центральных широтах Атлантического океана) специалисты готовили глубоководное оборудование для погружения… дали добро. И всё же человек погиб. Первым, кому были предъявлены обвинения был капитан судна… судьба его оказалась незавидной.
О гибели «Тукана» написано много публикаций, снято документальных передач, об этой трагедии часто вспоминают, пытаются вновь и вновь понять причину гибели судна. Да, капитан не усмотрел, правильно не оценил, должно не организовал. Но главное до сих пор так и остаётся загадкой – причина стремительного поступления забортной воды в отсеки судна.
Из всего экипажа «Тукана» спаслось всего 22 человек. А немое свидетельство гибели «Тукана» - мемориал можно увидеть на Старом кладбище.
За могилами ухаживают, поставили новые памятники…
Прямо напротив кладбищенской церкви Архангела Гавриила находится захоронение членов экипажа МРТК «Ладушкин» (малый рыболовецкий траулер).
Кораблекрушение МРТК КМ-0261 "Ладушкин" произошло 06.09.1989 года в 01 час 45 минут (время московское), в Балтийском море, во время хода с тралом. Связанный орудием лова, беззащитный траулер затонул после столкновения - таранного удара танкера "Тебостар", компании «Финска Петролеум», порт приписки Хельсинки. Танкер длиной 109,3 метра, шириной 17,63 метра, дедвейт - 6060 тонн, на полном ходу - 14,8 узла, ударил в борт малого траулера… "Ладушкин" мгновенно ушел под воду. Погибло 15 человек членов экипажа.
По заключению Инспекции безопасности мореплавания, к гибели МРТР "Ладушкин" причастны капитан и вахтенный помощник капитана танкера "Тебостар", компании «Финска Петролеум».
Дело в том, что инстинкт самосохранения, в отличие от других основных инстинктов, срабатывает не всегда - привыкает человек к опасности. В душе никто не верит, что именно с ним может случиться что-то плохое и потому прописанными в уставах и наставлениях рекомендациями и правилами зачастую пренебрегают. Ярчайшими примерами таких нарушений служат кораблекрушения калининградского т/х "Сырве", которое случилось в октябре 1994 года в Чёрном море у берегов Турции.
Трудно понять и действия капитана т/х "Сырве" Жирова Э.В.
совершенно безосновательно пренебрегшего рекомендациями "Информации об остойчивости для капитана", в результате чего судно вышло в море практически в немореходном состоянии. Капитан понял свою ошибку, но поздно - ничего изменить было уже невозможно. В турецком порту судно было загружено грузом асбесто-цементных плит. Дело в том, что капитан самолично велел взять на борт лишние несколько сотен тонн груза, разместив его на палубных площадях. Тем самым были нарушены правила остойчивости судна. Второе безрассудное решение капитана - выйти в море после объявления штормового предупреждения. Перегруженное судно, попав в шторм, поваленное ветром, стало быстро черпать морскую воду. Капитан, поняв свою ошибку приказал возвращаться в турецкий порт, и сбросить палубный груз за борт. Но было слишком поздно. Судно утонуло недалеко от берегов Турции. Из 26 членов экипажа 15 человек спаслись на аварийном плоту, 9 человек погибли, из которых 2 тела найдено не было
Похороны погибших моряков перечисленных судов были многолюдными. Гробы выставлялись для прощания во Дворце рыбаков. Улицы вокруг были наполнены тысячами людей. Мне самому пришлось присутствовать на похоронах моряков т/х «Сырве», наблюдать то необычное драматическое настроение калининградцев, пришедших проводить в последний путь своих земляков. Захоронение членов экипажа судна находится в 20 метрах от мемориала «тукановцам».
Сегодня о тех давних временах остались одни воспоминания: не стало крупного рыболовецкого комплекса: Базы тралового флота, Рефрижераторного, торгового флотов, Пионерской Базы океанического флота. «Дышит на ладан» научный флот института Океанологии Российской Академии наук. Морские суда, плавбазы были распроданы, распилены. Даже были закрыты ведомственные больничные комплексы, где моряки поддерживали своё здоровье, возвратившись из дальних походов.
Вот я говорю о морских, воздушных катастрофах, а не является ли катастрофой смерть каждого человека, похороненного на старом калининградском кладбище, на другом ином? Вот, например, могила генерал-майора Сороки А.Н.
В годы перестройки, слома прежней государственной формации он не смог пережить перемен, крушения идеалов, изготовил обрез из охотничьего ружья, пришёл на прежнее место службы и покончил с собой, выстрелив себе в сердце. Разве не катастрофа случилась у этого человека в душе?!
Или могила молодой девушки, дочери высокопоставленных родителей – она покончила с собой, выбросившись из окна...
Что за катастрофа настигла её душу!?
Артист Калининградского драматического театра Владимир Калинин...
– выбросился из окна….
И так далее до бесконечности….
Игорь Гаврилов
июль 2021 г.