О посещении могилы поэта Евгения Леонидовича Кропивницкого
|
17 апреля 2021 г. мы – Петр, Лада, Лена, я (Влад) – ездили на Лианозовское и Старо-Марковское кладбища с целью проверить данные о захоронениях представителей художественной интеллигенции, чей творческий путь был связан с Лианозово.
В ходе поездки было приведено в порядок семейное захоронение Кропивницких на Старо-Марковском кладбище.
Евгений Леонидович Кропивницкий (1893–1979) наиболее известен как один из основателей неподцензурного творческого объединения поэтов и художников, вошедшего в историю как Лианозовская группа (школа). Название это впервые появилось в 1963 г., в документах надзорных органов об исключении Кропивницкого из Союза художников – «за формализм»; одним из пунктов обвинения значилось: «организация лианозовской группы». Близ платформы Лианозово располагался ныне исчезнувший поселок Севводстрой, бывший женский лагерь, – там, в бывшем бараке (сквозной образ в творчестве лианозовцев), на квартирке зятя Кропивницкого, художника Оскара Рабина, с конца 1950-х начали собираться поэты Генрих Сапгир, Игорь Холин, Ян Сатуновский, Всеволод Некрасов, художники Николай Вечтомов, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин.
О. Рабин. Королевство Лианозово. 1962 г.
Входили в группу и члены семьи Евгения Леонидовича: жена, художница Ольга Ананьевна Потапова, и дети – поэт и художник Лев Кропивницкий и художница Валентина Кропивницкая.
Е. Кропивницкий и О. Потапова
Подробнее об истории группы см. в позднем интервью О. Рабина:
https://www.colta.ru/articles/art/5562-oskar-rabin-tabu-tolko-odno-sovremennoe-iskusstvo
Петр припомнил, как много лет назад был членом редколлегии интересного устного журнала «Молодежные среды». К участию приглашались люди самых разных профессий: антрополог Герасимов, актриса Самойлова, поэты Окуджава и Асадов, конструктор Останкинской телебашни Никитин и многие другие. Особый интерес у публики вызывали сопровождающие журнал выставки представителей «неофициального» искусства, в первую очередь – Юло Соостера, Оскара Рабина и Лидии Мастерковой. Именно в тот день, когда работы последней были развешены в фойе клуба «Дружба», к нему потянулись вереницы авто с дипломатическими
номерами: перечисленные фамилии знали далеко за пределами нашей необъятной Родины, хотя до «бульдозерной», измайловской и прочих подобных выставок было еще далеко. Учитывая, что клуб принадлежал режимному предприятию, в народе именуемому «ящиком», люди в штатском не заставили себя ждать: через час-полтора свет выключили, публика разошлась-разъехалась. Директора клуба и редактора журнала уволили, остальных членов редколлегии репрессиям не подвергли...
Евгений Кропивницкий считал себя прежде всего поэтом, хотя был и художником, и – в молодые годы – композитором. Стихи писал с 1909 г., самые ранние из сохранившихся датированы 1915 г. (более ранние уничтожены автором). Всего известно около 1500 его стихотворений, опубликовано около половины, а при жизни автора вышла лишь маленькая (48 страниц) книжка стихов и прозы «Печально улыбнуться…» (Париж, 1977).
Подборка стихов из антологии «Неофициальная поэзия»:
https://rvb.ru/np/publication/01text/05/01kropivn_e.htm
Упоминания о месте захоронения Е.Л. Кропивницкого в доступных источниках нам не встречались. Валентина Кропивницкая в воспоминаниях об отце называет местом его упокоения Лианозовское лесное кладбище; вероятно, ошибка связана с близким расположением к платформе Лианозово двух кладбищ – Лианозовского и Старо-Марковского. На последнем в 1960 г. была похоронена мать Евгения Леонидовича, Ольга Николаевна Кропивницкая, рядом в 1971 г. – Ольга Ананьевна Потапова, а в 1979 г. в ее могиле был захоронен прах мужа.
Хотя на могиле установлена современная ограда, было видно, что ее давно не посещали: земля покрылась основательным слоем прелой листвы, на могиле супругов Кропивницких успело вырасти довольно высокое дерево, надгробие из-за деформации основания завалилось на ограду.
Сходив за пакетами для мусора, начали с уборки. Лена решила спасти скрывавшееся под листвой вьющееся растение; в следующий приезд посмотрим, что из этого выйдет.
С передней стороны ограды торчал двухметровый ствол. На поверку он оказался насквозь трухлявым, и убрать его не составило труда.
С помощью подручных средств укрепили надгробие. Надеемся, что удастся согласовать устройство нового основания.
Протерев надписи на плитах, оставили на могилах цветы и лампадки, купленные в кладбищенской лавке.
До закрытия кладбища оставалось часа 1,5 – достаточно для ознакомительной прогулки. Старо-Марковское произвело очень приятное впечатление почти образцовой ухоженностью, уютом и светлой, спокойной атмосферой. На всё, конечно, времени не хватило, – в частности, не встретилась на нашем пути могила еще одного «лианозовца», Николая Вечтомова, – поэтому единодушно решили выбраться сюда еще раз.
Влад Резвый, Пётр Устинов, Лада (NT), Елена Рожнова
апрель 2021 г.
|
|