Захоронения четырех художников

      В среду 9 сентября мы, наконец, встретились на Новом Донском, чтобы привести в порядок мраморную плиту, которая закрывает нишу с прахом трех известных художников-реставраторов. Должна сразу сказать, что в интернете информации о них крайне мало. Подробный отчет о биографиях и заслугах этой семьи мы дадим позже, подняв энциклопедии бумажные, а не электронные. Пока что можно прочесть о них, и их тяжелой работе по восстановлению картин Васнецова в воспоминаниях художника Павла Корина.
      http://korin.webzone.ru/about/chur.htm

***

      «…Мы неоднократно бывали в реставрационной мастерской Третьяковской галереи. Тогда там работали Федоровы: отец, Алексей Куприянович, и три его сына — Алексей Алексеевич, Константин Алексеевич и Вячеслав Алексеевич. Особенно из братьев своим мастерством, соображением выделялся Константин Алексеевич.
      …Большой реставрационной школой была для меня работа в Третьяковской галерее после случившегося там бедствия — в 1936-1937 годах прорвалось паровое отопление и здорово пострадал зал Васнецова. Павел Дмитриевич и я были приглашены для помощи третьяковским реставраторам. На всех картинах сильно разложился лак от горячей воды и пара. У «Аленушки» сильно разложился лак около рук, на руках, особенно между пальчиками, на ногах. Трудно поддавалось восстановлению... Мы восстанавливали его по методу профессора Петенкофера. Ящики делали по размерам картин.
      Для «Богатырей» не могли сделать такого большого ящика. Поэтому спиртом пропитывали большое одеяло. По периметру картины ставились ребрами доски. Сколачивали их наподобие ящика и уже сверху клали картину. Постоянно вдыхая пары спирта, ослабшие от голода и холода люди были пьяны, ходили в одурманенном состоянии. Работали прямо в том же зале…»

***

      Видимо, та работа по восстановлению «Алёнушки», «Трех богатырей» и прочих картин Третьяковки подкосила основателя династии Федоровых, он умер сразу после реставрации. Двое его сыновей похоронены вместе с ним.

      Ниша с их прахом находится в монастырской стене, той самой, что разделяет Донской монастырь и новую часть Донского кладбища. Конечно, она расположена со стороны кладбища. Впервые на нее обратила внимание Женя Долгих, она сфотографировала ее и поместила в отчет о Встрече «Общества некрополистов».
      http://necropolsociety.ru/vstrechi83.html
      Вскоре нам позвонил скульптор Константин Синявин, сотрудник Всероссийского научно-реставрационного центра им. Грабаря, сказал, что они прочли наш отчет и с удивлением увидели захоронение людей, хорошо известных в их мире. Он сообщил, что готов привести плиту в порядок.
      Мы, конечно, согласились ему помочь. Связались с заведующим кладбищем Павлом Поповым, который часто помогает Обществу в его работе. Павел сообщил, как связаться с человеком, ответственным за это захоронение. Именно он должен дать согласие на реставрацию. Но тут оказалось, что ответственный сам давно умер. Повезло нам, что в его квартире до сих пор живет его дочь (если бы она переехала, мы бы никого не нашли!). Женщина удивилась нашему звонку, сказала, что не против, но только документов на нишу лично у нее нет, всё оформлено на отца. К счастью, она согласилась выбрать время и съездить на кладбище, чтобы переоформить бумаги. Ждали этого события пару месяцев, ведь у нее совсем маленький ребенок, которого не с кем оставить. Переживали, что лето закончится, а зимой уже ничего делать нельзя. Но вот вчера, наконец, началась работа.
      Реставрация идет в несколько этапов. Сначала Костя чистил плиту, сказав, что буквы, если они в порядке, можно оставить. Только вскоре и буквы начали «плыть». Костя сообщил, что придется смывать и их. Для очистки мелких остатков краски, которые не взяла щетка, ему пришлось использовать пинцет.
      В общем, работа заняла несколько часов. Костя чистил какой-то химией плиту, на соседней полке прибавлялись использованные ватки всех цветов - розовых, зеленых, голубых. Хотя казалось, что плита белая… Мы с Наташей поддерживали его морально, хотя в один момент Наташа сказала мне, что уже давно бы подрисовала буквы фломастером и не мучилась. А Костя вдруг спросил, а что было бы, приди он сюда один, без разрешения и без поддержки. Я подумала, что никто бы, наверное, и не обратил внимания. Было бы как всё, как в фильме «Старики-разбойники» с Евстигнеевым и Никулиным, где они украли картину из музея. «А вы куда картину несете?» - «На реставрацию!» - «Ну, тогда ладно».
      Конечно, не придет никто из посторонних отмывать чужую плиту, никому это не надо, кроме тех, кому умершие чем-то дороги.
      Когда очистка плиты закончилась, вдруг выглянуло солнце, и получилось замечательное освещение для снимков. Отмытые от краски и ставшие бледно-салатовыми буквы выглядели, как будто уже и отреставрированными. На самом деле, их еще надо красить. Будет это на днях, выбрали для них цвет темно-золотой. Я предложила привести в порядок и стену вокруг плиты. Она неаккуратно замазана цементом. Видимо, изначально здесь была рамочка, которую отодрали при следующих захоронениях. Но Костя объяснил, что эта черно-серая стена сложна по составу. Поверхность не просто покрашена, она покрыта неким составом, он смешан с гранитной крошкой (даже чуть блестит на солнце) и ее так просто нельзя сделать. Можно только сымитировать что-то похожее, он пообещал взять подходящие краски. Кроме того придется замазать цементом щели между плитой и стеной, да еще не помешало бы покрыть ее защитным составом. Тогда она продержится намного дольше, чем обычная плита.
      Об окончании работ, а также биографии художников, сообщим отдельно.

***

      И еще об одном событии. В закрытом колумбарии Донского захоронена скульптор Баженова Зинаида Васильевна. Ее работы все могли видеть на ВДНХ. Для фонтана «Дружба народов» она выполнила пять аллегорических женских фигур - «Латвия», «Узбекистан», «Казахстан», «Азербайджан», «Туркмения». Работы художницы находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее керамики и «Усадьбе Кусково XVIII века» и других.
      Также она участвовала в конкурсах проектов памятников В. П. Чкалову для г. Горького и П. И. Чайковскому для Москвы, надгробия А. С. Новикова-Прибоя на Новодевичьем кладбище в Москве, памятника С. И. Дежневу.
      О месте захоронения Баженовой уже давно спрашивал у нас Константин Синявин. Ни у кого на сайтах членов «Общества некрополистов» скульптора не было, но снимок захоронения прислал Павел Кац.
      Оказалось, что на нем нет даже портрета Баженовой, хотя место для него предусмотрено. Константин сказал, что когда выберет время, то изготовит барельеф с ее портретом. Потому что вешать сюда обычное банальное фото не хотелось. Правда, изготовить барельеф оказалось не просто. Существует всего одно прижизненное фото Баженовой, по крайней мере, если есть где-то другие ее снимки, то они скрыты в архивах (кстати, та же ситуация с семьей реставраторов Федоровых. Портреты этих великих людей нигде не найти).
      Сейчас барельеф почти готов, его скоро можно будет прикрепить. Мы хотели бы пригласить разделить с нами этот радостный момент всех желающих и, по возможности, родственников скульптора. Но как их разыскать? Судя по всему, она была одинока. Похоронена Зинаида Баженова вместе с матерью. А хоронила ее родная сестра, живущая в Туле. Именно она является ответственной за захоронение. Только ей самой должно быть уже лет немало, вряд ли она жива.
      2 октября этого года исполняется 110 лет со дня рождения Зинаиды Баженовой, надеемся, что к этому времени решим все формальности, а также что нам не придется ехать в Тулу искать ее родственников. Тогда плита с именем скульптора, оставившего после себя столько известных работ, приобретет законченный вид.

Елена Черданцева, Наташа Цетнарская     
10 сентября 2015 г.     

/Все отчеты/


          При полном или частичном использовании материалов ссылка на НП "Общество Некрополистов" обязательна.
          © Некоммерческое партнерство "Общество Некрополистов" 2008 г.