Отчёт о посещении кладбищ в Париже, декабрь 2014 года (часть 3)
|
В один из дней в Париже мы с женой посетили маленький Музей Эдит Пиаф, который расположен в доме 5 по улице КреспиндюГаст (запомните эту фамилию!). В небольшой квартирке на четвёртом этаже этого дома Э.Пиаф жила в 1933-1935 годах. Сейчас в ней небольшой частный музей… Внутри него снимать запрещено, но кое-что есть в Интернете по этой ссылке:
http://www.just-paris.ru/museums/doma-muzei/musee-edith-piaf
КЛАДБИЩЕ ПЕР-ЛАШЕЗ
В нескольких кварталах от квартиры Пиаф расположено легендарное кладбище Пер-Лашез, и поэтому после посещения Музея мы отправились туда. По пути заглянули в цветочный магазин, где купили (как и Далиде) горшочек с цветами для легендарной Эдит. Как мы поняли, во Франции на могилы людей обычно возлагают не живые цветы, а горшочки с цветами, которые сохраняют свежесть гораздо дольше…
Кладбище Пер-Лашез было основано в 1804 году на тогдашней окраине Парижа. Поначалу из-за своей удалённости кладбище привлекало мало клиентов. Тогда, чтобы исправить положение, власти перезахоронили здесь останки литераторов Жана де Лафонтена (1621-1695) и Мольера (настоящие имя и фамилия Жан-Батист Поклен, 1622-1673). Правда, высказывались вполне обоснованные подозрения, что их могилы были утеряны, и перезахоронение носило скорее символический характер, но официально останки этих выдающихся людей сейчас покоятся на Пер-Лашез. К сожалению, мы в своём путешествии по кладбищу до их могил так и не дошли…
Должен отметить, что в отличие от всех других парижских кладбищ, на Пер-Лашез не выдают заламинированные схемы кладбища на входе… Есть только довольно старые схемы кладбища с обозначением могил, размещённые на щитах.
Для увеличения популярности кладбища в 1817 году на Пер-Лашез перенесли останки Пьера Абеляра и его ученицы Элоизы. В результате этих перезахоронений популярность кладбища начала быстро расти. На протяжении последующих 200 лет на нём хоронили выдающихся деятелей культуры, науки и искусства Франции. В настоящий момент на Пер-Лашез захоронено более одного миллиона человек, не считая тех, чей прах находится в колумбарии.
В отличие от могил Лафонтена и Мольера, на могиле легендарной пары, которая стала олицетворением вечной любви – Пьера Абеляра и Элоизы, мы побывали. Пьер Абеляр (1079-1142) был монахом, а также теологом, философом и поэтом. Однажды он полюбил свою 17-летнюю ученицу Элоизу (около 1100-1164), та ответила ему взаимностью. Их хотели разлучить, но П. Абеляр увёз Элоизу из Парижа в Бретань, где она в 1118 году родила ему сына, а позже они тайно обвенчались. Вскоре, однако, Элоиза вернулась в дом своего дяди и отказалась от брака, не желая препятствовать П. Абеляру в получении им духовных званий. Однако дядя Элоизы из мести приказал оскопить Пьера, дабы ему таким образом (по каноническим законам) был преграждён путь к высоким церковным должностям. После этого П. Абеляр удалился простым монахом в монастырь в Сен-Дени, а 18-летняя Элоиза постриглась в монахини в Аржантельском монастыре.
Согласно легенде, Элоиза скончалась, стоя за молитвой у гробницы Абеляра и её похоронили рядом с ним. В 1497 году их останки были перенесены в главную церковь аббатства Ножан-сюр-Сен. Примерно тогда же были опубликованы любовные письма, которые Элоиза тайно писала П. Абеляру из своего монастыря, и вскоре история их любви стала широко известна. Поэтому после перенесения останков П. Абеляра и Элоизы на кладбище Пер-Лашез их гробница стала местом паломничества молодых влюблённых.
 
У современной молодёжи наибольшей популярностью на кладбище Пер-Лашез пользуется могила рок-музыканта Джима Моррисона (1943-1971). Прогуливаясь по кладбищу, мы подошли и к его могиле, но я почему-то не сделал ни одного снимка (до сих пор не понимаю, как это вышло!). Могилка ничем особо не примечательная, но мне запомнилось другое – ВСЕ деревья возле могилы Д. Моррисона обёрнуты в какие-то циновки, а сами циновки в несколько слоёв облеплены жевательными резинками… Куда там Сержу Генсбуру с его невинными сигаретками и билетиками на метро!
Не меньшим нездоровым вниманием посетителей кладбища пользуется надгробный памятник известному английскому писателю Оскару Уайльду (1854-1900). Автор многих знаменитых литературных произведений, он в 1895 году был осуждён у себя на родине за сексуальную связь с молодым юношей Альфредом Дугласом. За два года, проведённых в тюрьме, О. Уайльд перенёс множество ударов судьбы. А. Дуглас, к которому он был так сильно привязан, ни разу не приехал к нему и ни разу ему не написал. В тюрьме О. Уайльд узнал, что умерла его мать, которую он любил больше всего на свете, а его жена изменила свою фамилию, а также фамилию сыновей и эмигрировала. Выйдя на свободу, писатель переехал в Париж и сменил имя на Себастьяна Мельмота.
Незадолго до смерти он сказал: «Я не переживу XIX столетия. Англичане не вынесут моего дальнейшего присутствия». Оскар Уайльд скончался в изгнании 30 ноября 1900 года от острого менингита, вызванного ушной инфекцией. Умирал в захудалой гостинице. Последними его словами были: «Или я, или эти мерзкие обои в цветочек».
Изначально его похоронили на парижском кладбище Баньо, а спустя 10 лет перезахоронили на кладбище Пер-Лашез. На могиле был установлен крылатый сфинкс из камня работы Джейкоба Эпстайна. Со временем возникло поверье: поцеловавший сфинкса найдёт любовь и никогда её не потеряет. В итоге от многочисленных следов губной помады на белом могильном камне возникла угроза его разрушения. Поэтому в 2011 году пришлось закрыть памятник стеклянным ограждением, но преданных поклонниц это не остановило…
 
Совершенно случайно на одной из дорожек обратил внимание на «знакомую» фамилию. Креспин дю Гаст – так называлась улица, где часом ранее мы были в Музее Эдит Пиаф. Сфотографировал памятник в надежде потом что-нибудь узнать об этом человеке. Уже вернувшись домой, из Интернета узнал, что в этом фамильном захоронении покоится первая в мире женщина-автогонщица Камилла Креспин дю Гаст (1868-1942). Сразу вспомнился фильм «Большие гонки» с блистательной Натали Вуд в роли автогонщицы с очками-«банками». Вот здесь можно прочитать о Креспин дю Гаст поподробнее:
  http://www.liveinternet.ru/users/irena_69/post231374346/
 
На этой же аллее похоронен французский писатель и публицист Эдмон Франсуа Валентин Абу (1828-1885). Как я понял, последний раз его произведения издавались в нашей стране ещё в начале ХХ века…
 
Невольно привлекает внимание миниатюрный рояль, установленный на неприметной могиле. Здесь покоится известная французская пианистка Франс Клида (1932-2012). Она прославилась исполнением произведений Ф. Листа, за свою жизнь дала более 2.500 концертов по всему миру.
 
Основной целью нашего посещения Пер-Лашез было посещение могилы легендарной французской певицы Эдит Пиаф (настоящие имя и фамилия Эдит Джованна Гассьон, 1915-1963). Представлять её, как мне кажется, совершенно излишне…
Изначально в этой могиле была похоронена двухлетняя дочь певицы – Марсель Дюпон (1933-1935), умершая от менингита. В квартире, которую мы посетили на улице Камиллы дю Гаст, Эдит как раз и жила вместе со своей малышкой. Позже в этой же могиле был похоронен отец певицы – акробат Луи Альфонс Гассьон (1881-1944). А уже после смерти самой певицы рядом с ней обрёл последний покой её последний муж – грек Тео Сарапо (настоящие имя и фамилия Феофан Ламбукас, 1936-1970), погибший в автокатастрофе.
 
На их могиле установлена маленькая табличка с надписью: «Бог повторно соединяет тех, кто любит друг друга» (возможно, я неправильно перевёл текст, и буду очень признателен, если кто-то меня поправит).
 
Должен сказать, что на французских кладбищах на могилах установлено довольно много гранитных и мраморных табличек. Как нам объяснил А.С. Никольской, эти таблички – чисто французское «изобретение» и означают что-то типа наших венков (только более долговечных). Вот два фото таких табличек с кладбища Сен-Женевьев-де-Буа.
 
Но это я немного отвлёкся… После посещения могилы Эдит Пиаф мы просто бродили по кладбищу и так вышло, что наш путь пролёг мимо легендарной Стены коммунаров. Как известно, во время Парижской коммуны 1871 года на территории кладбища Пер-Лашез проходили последние бои между мятежными коммунарами и правительственными войсками. Утром 28 мая 1871 года 147 последних защитников Коммуны были расстреляны у северо-восточной стены кладбища. С тех пор эта стена называется Стеной коммунаров и возле неё похоронены деятели французского коммунистического движения.
Французский писатель, драматург и общественный деятель Жан-Ришар Блок (1886-1947). Во время Второй мировой войны в 1940-1941 годах находился в Париже на нелегальном положении, участвовал в подпольной печати. Весной 1941 года вместе с женой был вынужден покинуть родину и поселиться в Москве. После нападения Германии на СССР выступал по радио с еженедельными публицистическими комментариями, которые впоследствии составили сборник «От Франции преданной к Франции, взявшейся за оружие» (за эту книгу в 1950 году Ж.-Р. Блок был посмертно награждён Золотой медалью Мира). В декабре 1944 года писатель вернулся в Париж, где вскоре стал одним из основателей общества «Франция – СССР».
 
Генеральный секретарь Французской коммунистической партии с 1930 года Морис Торез (1900-1964). Во время Второй мировой войны бежал из Франции в СССР, был заочно приговорён во Франции к смертной казни за дезертирство. После освобождения Франции в 1944 году помилован Шарлем де Голлем, вернулся на родину и возобновил политическую деятельность. В 1946-1947 годах был вице-премьером Правительства Франции. Именно при М.Торезе французские коммунисты как никогда были близки к приходу к власти в стране. Но этого так и не произошло…
С 1950 года здоровье М. Тореза стало ухудшаться, и он подолгу находился на лечении в СССР. Фактическое руководство в партии перешло к идеологу Французской коммунистической партии Жаку Дюкло (о нём чуть ниже), хотя формально М. Торез перестал быть генсеком партии лишь незадолго до смерти. Морис Торез умер на борту советского теплохода «Литва» по пути в Ялту во время стоянки в Стамбуле. Тело было доставлено в болгарский город Варна, а оттуда самолётом «Аэрофлота»– в Париж.
 
А вот и преемник Мориса Тореза – главный идеолог Французский коммунистический деятель Жак Дюкло (1896-1975). В годы Второй мировой войны был одним из руководителей Движения Сопротивления, координировал деятельность подпольной Французской коммунистической партии в годы оккупации.
 
В Париже мы жили в гостинце, расположенной на небольшой улочке, носящей имя Пьера Семара. Ещё перед отъездом в наше путешествие я узнал, что Пьер Семар (1887-1942) был одним из основателей Французской коммунистической партии, а в 1924-1930 годах – её Генеральным секретарём (т.е. занимал этот пост до Мориса Тореза). Потом долгие годы возглавлял профсоюз железнодорожников (возможно, поэтому улица в его честь находится недалеко от Северного вокзала). В 1939 году был арестован за принадлежность к компартии, позже выдан фашистам и после пыток 7 марта 1942 года расстрелян. 22 апреля 1942 года в советской газете «Красная Звезда» было опубликовано его предсмертное письмо, которое каким-то образом удалось передать из тюрьмы:
«Дорогие друзья! Неожиданный случай даёт мне возможность передать вам моё последнее слово, так как через несколько мгновений я буду расстрелян. Я жду смерти со спокойствием и покажу моим палачам, что коммунисты умеют умирать, как патриоты, как революционеры. Мои последние мысли с вами, товарищи по борьбе, со всеми членами нашей великой партии, со всеми французскими патриотами, с героическими воинами Красной Армии и её вождём великим Сталиным. Я умираю с уверенностью в их победе над фашистами и с уверенностью в освобождении Франции. Скажите моим товарищам-железнодорожникам, что я им завещаю не делать ничего, что может служить гитлеровцам. Они меня поймут, они меня услышат, они будут действовать, я в этом уверен. Прощайте, дорогие друзья! Час ухода в вечность приближается, но я знаю, что гитлеровцы, которые меня расстреливают, уже побеждены, и Франции будет возвращена возможность продолжать великую борьбу. Да здравствует СССР и его союзники! Да здравствует Франция!».
Поэтому, увидев могилу этого человека на кладбище, я уже знал – кто это такой…
Французский поэт Поль Элюар (настоящие имя и фамилия Эжен Эмиль Поль Грендель, 1895-1952). Сюрреалист, он в 1926 году вступил в Французскую коммунистическую партию, но уже через семь лет был из неё исключён за антисоветские высказывания. В начале Второй мировой войны П. Элюар обосновался в Париже и присоединился к подпольной борьбе. Он писал стихи, чтобы поддержать дух партизан в годы Сопротивления. Листовки с текстом одного из самых знаменитых его произведений «Свобода» разбрасывались с английских самолётов над Францией. В 1942 году, уже в подполье, он был вновь принят в коммунистическую партию. В 1950 году П. Элюар был одним из основателей Всемирного Совета Мира, удостоен Международной премии Мира.
Известен он также ещё вот чем. В 1913 году в Швейцарии Поль Элюар познакомился с Еленой Ивановной Дьяконовой (1894-1982), которую стал называть Гала (с ударением на последнем слоге). Именно под её влиянием он начал писать стихи. В 1917 году они поженились, через год у них родилась дочь Сесиль. А в 1929 году П. Элюар встретил Сальвадора Дали и позднее познакомил с ним свою жену. В итоге Гала приняла решение уйти от П. Элюара к С. Дали, который нарисовал по этому случаю «Портрет Поля Элюара». Художник высказался об этом так: «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз». С тех пор про музу художника знают все, а вот то, что ранее она же была музой поэта – немногие…
Ещё один из видных деятелей Французской коммунистической партии Марсель Кашен (1869-1958). Неоднократно приезжал в СССР, был одним из активных деятелей Коминтерна. В годы Второй мировой войны участвовал в Сопротивлении, несмотря на свой почтенный возраст, находился на нелегальном положении.
В год столетия Парижской коммуны, 15 мая 1971 года, по просьбе Французской коммунистической партии к Стене коммунаров из Новосибирска был перенесён прах последнего из выживших коммунаров Адриена Феликса Лежена (1847-1942). Участник последних боёв коммунаров, он был арестован и приговорён к пяти годам тюремного заключения. После освобождения вступил в Объединённую социалистическую партию, а в 1922 году – в Коммунистическую партию Франции. В 1930 году А. Лежен попросил политического убежища у Правительства СССР (чтобы остаток жизни провести в «идеальном обществе») и оно было ему предоставлено с полным пенсионным и медицинским обеспечением. Жил в санаториях в европейской части СССР. После начала Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года был эвакуирован в Новосибирск, где и умер 9 января 1942 года. Изначально был похоронен на Заельцовском кладбище, но в 1946 году прах А. Лежена был перенесён в Сквер Героев Революции в Новосибирске. А уже оттуда в мае 1971 года – к Стене коммунаров на кладбище Пер-Лашез.
В районе Стены коммунаров установлены несколько монументов в память погибших в нацистских концлагерях. Вот лишь некоторые из них.
Это – памятник погибшим в Бухенвальде.
А это – погибшим в Заксенхаузене.
Памяти погибших в Маутхаузене. Надпись гласит: «180.000 мужчин и женщин были заключены в эту тюрьму. 154.000 умерли от пыток и в газовых камерах»…
А это – погибшим в малоизвестном у нас в стране концлагере Нацвейлер-Штрутгоф, который был расположен в 50 километрах к юго-востоку от Страсбурга и представлял собой целую систему из более чем 50 лагерей, расположенных на границе между Францией и Германией и подчинённых главному лагерю.
Надпись на этом памятнике гласит: «Под этим камнем покоится часть праха семи тысяч французских мучеников, убитых нацистами в лагере Нойенгамме. Они умерли, чтобы мы жили свободными. От их семей и их уцелевших товарищей. В основании этого памятника есть их список. 13 ноября 1949 года».
Погибшим в Освенциме установлены сразу два памятника.
Погибшим во Флоссенбурге.
А вот ещё один памятник жертве фашистов. Надпись гласит: «Здесь покоится неизвестный ссыльный рабочий – жертва предательства и нацистского варварства».
На этой же аллее есть памятник с надписью: «Французским добровольцам интернациональных бригад в Испании (1936-1939)».
В этом же секторе кладбища установлено несколько памятных стел погибшим в авиакатастрофах.
Надеюсь, что я не очень утомил читателей перечислением этих страшных памятников, но счёл своим долгом обязательно рассказать о них, т.к. обычно они проходят мимо внимания посетителей кладбища.
После посещения Стены коммунаров мы просто бродили по кладбищу, пытаясь разыскать несколько могил. К счастью, наши поиски увенчались успехом.
Это – могила известных французских актёров Симоны Синьоре (настоящие имя и фамилия Симона-Анриэтта-Шарлотта Каминкер, 1921-1985) и Ива Монтана (настоящие имя и фамилия Иво Ливи, 1921-1991). Думаю, что специально представлять их не надо. Уверен, что многие смотрели такие фильмы, как «Полицейский «Пилон-357» (где они сыграли вдвоём), «Кот» (с дуэтом Жана Габена и Симоны Синьоре), «Выбор оружия» (с И. Монтаном, Ж. Депардье и К. Денёв), «Мания величия» (с дуэтом Ива Монтана и Луи де Фюнеса). Ну а если кто не смотрел – весьма рекомендую… Рядом с могилой посажена русская берёзка – Ив Монтан неоднократно бывал в Советском Союзе…
Недалеко от могилы этого актёрского дуэта похоронена другая известная французская киноактриса Анни Сюзанн Жирардо (1931-2011). Уверен, что её тоже представлять не надо. Фильмы «Рокко и его братья», «Умереть от любви», «Склока», «Нежный полицейский», «Украли бедро Юпитера» и многие другие с её участием с успехом шли в отечественном прокате.
Могила А. Жирардо не обозначена на планах кладбища и с её поиском возникли некоторые затруднения. Помог один из завсегдатаев кладбища – типичный парижанин в тёмной шляпе-канотье, укутанный в шарф, постоянно кашляющий и при этом смолящий какие-то вонючие папироски… Он охотно откликнулся на нашу просьбу показать могилу Анни Жирардо и провёл к ней. Там он пытался ещё что-то нам о ней рассказать, но наше незнание языков не дало нам возможности понять его. От платной экскурсии по кладбищу, которую он предложил, мы тоже отказались. Кстати, на могиле актрисы установлена мраморная табличка с каким-то посвящением от поклонников её таланта.
Пока мы искали могилу Анни Жирардо, совершенно случайно наткнулись на могилу известного французского художника Фердинана Виктора Эжена Делакруа (1798-1863). До сих пор помню, с каким удивлением и интересом я со школьными приятелями разглядывал в школьном учебнике истории чёрно-белую репродукцию его знаменитой картины «Свобода, ведущая в народ». Согласитесь, довольно нетипичная картина для советского учебника…
Никогда не думал, что увижу в Лувре подлинник этой картины, а на кладбище Пер-Лашез посещу могилу её автора…
Одной из посещаемых могил на кладбище является могила известного французского философа и автора фундаментальных работ в области спиритизма Аллана Кардека (настоящие имя и фамилия Ипполит Леон Денизар-Ривайль, 1804-1869). Его могила является местом регулярных встреч французских спиритов. Судя по количеству свежих цветов, это действительно так…
Недалеко от могилы А. Кардека моё внимание привлёк памятник в виде надутых ветром парусов. Оказалось, что это – символическая могила известного венгерского политического деятеля Имре Надя (1896-1958). В 1953-1956 годах он (с небольшим перерывом) возглавлял Правительство Венгрии. В октябре 1956 года фактически возглавил Венгерское восстание, целью которого было свержение просоветского руководства страны. Восстание отличалось большой жестокостью со стороны восставших, и с неменьшей жестокостью было подавлено с помощью советских войск. Имре Надь был арестован, осуждён закрытым судом и повешен 16 июня 1958 года. Был похоронен в безымянной могиле на одном из будапештских кладбищ, а в июле 1989 году торжественно перезахоронен в центре Будапешта. Насколько я понял из надписей на кенотафе, он появился на Пер-Лашез годом ранее.
А вот ещё одно из посещаемых мест кладбища Пер-Лашез – могила журналиста Виктора Нуара (настоящие имя и фамилия Иван Салмон, 1848-1870). Обычный парижский журналист, работавший в газете «Марсельеза», он был застрелен 10 января 1870 года принцем Пьером Наполеоном Бонапартом, племянником Наполеона III. Застрелен без объяснений, когда исполнял обязанности секунданта оппозиционного издателя Анри Рошфора. Его убийство вызвало большое возмущение правящей династией в обществе.
По легенде чуть ли не на следующий день журналист, известный своими любовными похождениями, должен быть сыграть собственную свадьбу. По этой причине считается, что если женщине потереть некоторые части его памятника, то это поможет при бесплодии и в любви. Вот по этой ссылке «натёртые» места можно увидеть более подробно, чем на моём снимке:
http://shiny-parts.livejournal.com/799.html
Посетили мы и крематорий на кладбище. Колумбарий при крематории очень основательный, не идёт ни в какое сравнение с московским колумбарием на Новом Донском кладбище. Всё сделано очень рационально, везде удобные лесенки для прохода на второй уровень.
В колумбарии нас интересовали несколько захоронений.
Знаменитый французский композитор Мишель Мань (1930-1984). Я думаю, все помнят его музыку к сериалам про Анжелику и Фантомаса.
В колумбарии на кладбище Пер-Лашез похоронена известная американская танцовщица Айседора Дункан (1877-1927), больше известная в нашей стране как жена поэта Сергея Есенина.
В этой же секции колумбария, несколькими секциями выше, похоронены её дети. Дочь Дердри (1906-1913) от режиссёра Г. Крэга и сын Патрик (1910-1913) от бизнесмена П. Зингера погибли 19 апреля 1913 года в автомобильной катастрофе.
А вот и знаменитый анархист Нестор Иванович Махно (1888-1934). Неоднозначная личность (как и Симон Петлюра), оставившая заметный след в отечественной истории… Как хорошо видно на фотографии, место его захоронении исправно посещается нашими соотечественниками.
Уже уходя с кладбища через выход, ближний к крематорию, мы увидели несколько интересных памятников. Как я понял, они установлены правительствами разных стран в память о гражданах своих стран, погибших на территории Франции.
Вот это – памятник итальянцам, погибшим в годы Первой мировой войны.
А это – погибшим полякам.
Этот памятник установлен (как гласит надпись) в память сынов чехословацкого народа, погибших в годы Первой мировой войны.
Напротив этих памятников несколько особняком стоит памятник русским бойцам Французского Сопротивления, который был открыт 3 мая 2005 года.
Возле конторы на выходе из кладбища моё внимание привлёк электронный терминал, в котором (как я понял) введены данные по всем захоронениям кладбища. Однако воспользоваться им я так и не смог из-за дефицита времени и незнания языка…
В заключение приведу несколько снимков с видами кладбища Пер-Лашез.
Выйдя с кладбища, мы пешком прошли несколько кварталов и посетили бар «Эдит Пиаф», напротив которого установлен её памятник.
Внутри бара развешано множество фотографий Эдит Пиаф (пожалуй, не меньше, чем в её маленьком Музее).
Вот и подошёл к концу мой краткий отчёт о посещении парижских кладбищ. Конечно же, мы не увидели многих захоронений – Оноре Бальзака, Ги де Мопассана, Фредерика Шопена и других… Но мы и на ставили перед собой такую цель – нужно же что-то оставить на следующие поездки!
Париж – это место, в которое хочется возвращаться. И поэтому я уверен, что мы ещё не раз побываем в этом чудесном городе, и я обязательно поделюсь с Вами новыми рассказами о нём…
Все знают знаменитую фразу Эрнеста Хемингуэя: «Париж – это праздник, который всегда с тобой». Хэм, как всегда, прав. Но мне всё же ближе высказывание Ярослава Кирилловича Голованова, который написал в одном из своих очерков: «Если бы Господь Бог сказал, что я никогда не увижу больше Лондон, Нью-Йорк, Рио-де-Жанейро или Сидней, я бы не очень расстроился. Но если Он сказал бы мне, что я никогда не увижу Парижа, я бы заплакал, наверное…» После своей поездки в Париж я готов полностью подписаться под этой фразой моего друга и учителя…
Андрей Симонов
февраль 2015 г.
|
|