О ялтинских кладбищах и метрических книгах ялтинских церквей

     Для начала чуть-чуть процитирую ноябрьскую переписку...

     24.11.2013 Митхат Гасанов написал:

Здравствуйте, Анна!

     (...) Дело в том, что я ищу могилу Завадского Владимира Ромуловича (или Ромуальдовича, или Романовича), умершего в Ялте 21 мая 1913 года и похороненного на Ауткинском кладбище (ныне, как я выяснил, это Сквер имени Батурина) (что-то меня время связывает именно с Иркутском - прим. А.К.). Завадский В.Р. был очень известная личность: тайный советник, сенатор, старший председатель Иркутской судебной палаты (всю жизнь проработавший судебным чиновником).
     Спасибо заранее, с уважением, Митхат.

     Понедельник, 25 ноября 2013, от Аннета :

Уважаемый Митхат!

     Безусловно, вы правы, Завадский В.Р. был человеком выдающимся и могила его, возможно, была заметной и примечательной. Но только лишь "была". Начну с конца - в Ялте погибли все кладбища старше 1950-х годов. "Старым" ялтинским кладбищем сейчас называют некрополь на ул.Блюхера, близ Южнобережного шоссе - вы без труда найдете его на викимапии. Могилы там, в основном, послевоенные, хотя есть и другие. Почему это произошло - надо смотреть для начала в рамках политических событий.
     Очень развита была борьба новой молодой власти (точнее, худших и необразованных ее представителей) именно с могилами дворян, большевики строили новый мир, и в нем не было места людям "старого мира". Громили кресты на кладбищах, боролись с "проклятым прошлым". В таком ужасном состоянии, в каком старые кладбища находятся в Крыму - надо еще поискать некрополи. Уцелевшие после отрицания всего и вся в 1920-е годы - были разбиты бомбежками, уцелевшие после бомбежек - погибли при восстановлении крымских городов, а выжившие и после этого - закатаны под асфальт в 1960-е, 1970-е, 1980-е годы. Только близ Севастополя в восьмидесятые погибли интереснейшие памятники ушедшей эпохи - Французское, Английское и Итальянское некрополи с уникальными надгробиями, причем до недавнего времени я была уверена, что они "сильно пострадали во время обороны и освобождения Севастополя", а это чистейшая ложь. Из дореволюционных надгробий не гнушались делать могилы для революционеров, воровали, втыкали звезды вместо крестов.
     На могиле Петра Петровича Шмидта стоит украденный камень с могилы высокого военного чина. На могиле Аллы Оношко, парашютистки, погибшей в годы войны - стоит надгробие со старого кладбища, сзади затерли, срубили надпись, вставили звезду.
     Но вернемся к Ялте.
     Процитирую статью за 2005 год:
     "Едва ли молодые ялтинцы знают, где было Дворянское кладбище. А вот старожилы укажут на территорию между улицами Халтурина и Чернова, превращаемую в свалку строительного мусора владельцами возводимых здесь частных домов и сараев. А ведь еще в 1960-е годы прошлого века Ялта могла бы гордиться памятником мирового значения, где были величественные склепы, многочисленные фигурные надгробия из бронзы, белого и красного мрамора и других ценных материалов. Авторами изваяний были выдающиеся скульпторы... Здесь с глубочайшим почтением предавали земле своих предков Долгорукие, Волконские и многие другие. Что же ныне осталось от уникального памятника культуры прошлого? Торчащие из земли обломки надмогильных плит, полуразвороченные фундаменты склепов, а от кованой ажурной решетки с изумительной красоты розами - лишь остатки креплений со следами автогенной резки. Из некогда похороненных здесь повезло немногим - тем, чей прах был перенесен на Поликуровское мемориальное кладбище. Среди таких "счастливцев" отец русской металлургии Дмитрий Чернов и классик белорусской поэзии Максим Богданович (тут включается фантазия или незнание автора статьи - мы уже знаем, что Богданович не на Поликуре, а на ул.Блюхера - прим. А.К.). (...) С каждым днем "парк" сужается из-за самозахватов, последние могильные плиты с надписями идут на фундаменты частных новостроек... (...) Южная часть Дворянского кладбища была отведена для воинских захоронений. Здесь, в частности, были две большие братские могилы воинов, павших в Крымской войне, 150-летие которой мы сейчас так широко отмечаем, приглашаем зарубежных гостей в Севастополь, восстанавливаем памятные знаки на кладбищах тогдашних агрессоров - английском, французском, итальянском... (...) Что можно еще успеть сделать по спасению архитектурной реликвии? Остановить самозахваты, очистить территорию от накопившегося строительного мусора, а главное - восстановить единственный уцелевший памятник героям Крымской войны с возможным его перенесением впоследствии на Поликуровское мемориальное кладбище".
     Полностью статья - здесь.
     Вот здесь еще о погибшем кладбище:
     Цитата:
     "Отдельно стоит сказать о самом Аутском кладбище. Некогда оно было одним из самых почетных в Ялте. В августе 1901 года там похоронили популярного писателя-народника Г.А.Мачтета. 9 июня 1918 года здесь нашла свой последний приют Анна Григорьевна Достоевская, а в феврале 1920 года - выдающийся строитель и великолепный исследователь Крыма генерал-майор А.Л.Бертье-Делагард (это вопрос спорный, многие исследователи считают, что Бертье-Делагард упокоился в Севастополе - прим. А.К.). Этот список можно продолжать и продолжать.
     После революции кладбище начало приходить в запустение. Если О.Э.Мандельштам в августе-сентябре 1923 года, отдыхая в Гаспре, разыскал могилу Н.В.Недоброво, то А.А.Ахматова, посетившая, по некоторым предположениям, Аутское кладбище в сентябре 1929 года (отдыхала в той же Гаспре), ее уже не нашла. (...) После Великой Отечественной войны городские власти фактически начали борьбу с кладбищем".
     Митхат, сейчас уже никому не приходит в голову учреждать союзы безбожников и идти громить кладбища, но и наши богобоязненные соотечественники продолжают спокойно гадить в сквере им.Батурина. И на всех кладбищах вообще(((
     Может быть, мне удастся что-то разглядеть еще в этом сквере весной.(...)
     Пишите. Анна.

     25 листопада 2013 р. Митхат Гасанов написал:

Здравствуйте, Анна!

     Читал Ваше письмо и становилось все грустнее это делать! Как жаль, что история ничего не значит в современном постсоветском пространстве (...). Эти бесценные и в то же время бесхозные памятники истории сегодня превратились в объекты тотального вандализма! Современная молодежь может даже не в силу своей обозленности, а просто незнания и непонимания (недополученного в школе) оскверняет остатки старейших некрополей! Обидно, что недостатка культуры и патриотического воспитания не хватает не только молодежи, но и властям это тоже не нужно! Видимо, потому что это не приносит денег, а доставляет только головную боль! Честно говоря, я надеялся услышать от Вас более обнадеживающую информацию. Думал, что только у нас в России нет дела до дореволюционных некрополей. Ан нет. Спасибо Вам за развернутый ответ. Читаю Ваше письмо. Я понимаю, как Вы переживаете за оставшуюся память о судьбе уже давно ушедших людей! Я занимаюсь поиском Завадских уже два года. Однажды заинтересовавшись судьбой одного из них - стал копать дальше. Мое хобби давно уже переросло в настоящее увлечение! Я с удовольствием узнаю новые факты об этой известной семье и собираю исторический пазл! Почему меня интересует могила Завадского В.Р. - дело в том, что:
     1. Могилу сына найти не удалось. Та же ситуация с Пролетарским кладбищем в Ростове-на-Дону, на котором захоронено ростовское дворянство, а в годы Великой Отечественной войны - все происходило по ялтинскому сценарию - просто разворачивались могилы - выкапывались братские ямы и все...
     2. Я нигде за два года не смог найти фото, поэтому решил поискать его могилу, в надежде, что, может быть на ней есть фото или гравюра или бюст (без комментариев, увы - прим. А.К.).
     3. Я нашел потомков Завадского В.Р. в результатах своих поисков и теперь вместе мы разбираемся в истории их семьи.
     Спасибо вам еще раз. Мне было очень приятно, что Вы откликнулись! Если вдруг в своей трудной, но интересной работе Вы наткнетесь на его могилу - был бы Вам очень признателен за любую информацию.
     В прикрепленном файле - фактография по поводу захоронения Завадского В.Р. на аутском кладбище на странице 15 внизу (из Чернопятова - прим. А.К.).
      С уважением, Митхат".

     После такого удручающего введения очень приятно сообщить, что кое-что сохранилось. Хрупкие бумаги иногда оказываются "тверже" камня.
     27 января 1987 года были обнаружены важнейшие исторические документы, которые хранятся сейчас в ялтинском историко-литературном музее (Сайт музея - здесь).
     Об этом сообщает в своей книге "В поисках Ялты. Записки музейщика". - Симферополь: Н.Орiанда, 2013. - 248 с. музейный работник Зинаида Ливицкая.
     Всего было найдено 138 метрических книг.
Собор Иоанна Златоустого - 17 книг, (1883-1892, 1898-1918)
Собор Александра Невского - 16 книг (1902-1918)
Аутская Успенская церковь - 27 книг 1885-1916 и 1918)
Успенская церковь в Гурзуфе - 2 книги (1891, 1901-1913)
Церковь в имении княгини Мещерской в Гаспре - 1 книга (1881-1894)
Церковь архангела Михаила в Алупке - 5 книг (1867-1920)
Кореизская церковь - 4 книги (1895-1917)
Церковь в Джемиете - 1 книга (1885-1919)
Ялтинская синагога - 48 метрических книг
     Вот некоторые известные люди, упомянутые З.Ливицкой в книге:
     Бакунин Павел Александрович, брат знаменитого анархиста (дом, парк, могила Бакунина П.А. в его имении "Горная Щель" - утрачены);
     Штангеев Фёдор Тимофеевич, врач, среди прочих, лечивший и поэта Надсона. Памятную доску с его фамилией сохранили на Поликуровском мемориале. Там нет даты рождения и дата смерти определена, очевидно, по книге Чернопятова как 1900-й год. В метрической же книге Иоанно-Златоустовского собора Ялты за 1898 год в части III содержится запись о кончине Ф.Т.Штангеева, доктора медицины, 57 лет от роду от опухоли, а в 1900-м году скончалась вдова доктора Ефросинья Фёдоровна.
     Дмитриев Владимир Николаевич, самый знаменитый ялтинский врач-климатолог, чье надгробие (а возможно, и останки) также хранит Поликуровский мемориал, скончался 22 февраля 1904 г. и был похоронен 29 февраля на Аутском кладбище, о чем была сделана запись в метрической книге Аутской Успенской церкви.

     Цитата из книги З.Ливицкой: "В.Н.Дмитриев скончался внезапно от паралича сердца. Ялтинская газета "Крымский курьер" писала о том, что еще три дня назад "он был совершенно здоров и жизнерадостен", а 22 февраля, обедая у Д.А.Усатова, Владимир Николаевич говорил, что "с удовольствием пошел бы на войну в качестве врача, но боится, что его не примут" из-за возраста. Тогда шла Русско-Японская война. В тот же день В.Д.Дмитриев участвовал в заседании Горного клуба, после которого отправился к своему другу, врачу и общественному деятелю Ф.Д.Веберу. Там Владимир Николаевич провел некоторое время, а после ужина в 9 часов вечера пошел домой. На следующий день утром его "бездыханное тело найдено было в безлюдном пешеходном переулке между домами Штоса и Вербицкой". (почему-то его не стали искать ночью, неужели никто не забеспокоился - прим. А.К.). Несколько дней ялтинская газета публиковала статьи и сообщения о В.Н.Дмитриеве. Это были некролог, биография врача, сообщения о похоронах, о чрезвычайных заседаниях думы и Горного клуба, посвященных памяти Дмитриева. Подробно описаны его похороны, на которые собралась "вся Ялта". От дома Дмитриева в Земском переулке до Аутского кладбища дорога была усыпана цветами, было много венков. На лентах одного их них - трогательная и очень верная надпись: "Идеальному труженику и человеку".
     Вот запись о смерти Надсона Семен (с пометкой "Тело для предания земле вывезено в Санкт-Петербург").

     Благодаря метрической книге было найдено место захоронения одного из первых русских кинорежиссеров Евгения Францевича Бауэра. Он умер в Ялте 9 июля 1917 г., отпевали его 11 июля в соборе Александра Невского, похоронили на Ялтинском новом (сейчас - Старом) кладбище (вот с этой фразой З.Ливицкой надо разобраться - прим. А.К.). Тогда как весь интернет, включая википедию, использует ошибочную дату 9 июня.
     Еще фамилии из метрических книг - Болотниковы и Гридины, Цановы, Стойко, Барильо, Ярцевы, Средины, Тихомировы, Говалло и Харито, Ратиевы, Лищинские, Базилевы, Веденисовы.
     Содержатся в книгах и записи о бракосочетаниях, крещениях.
     Дописала и побежала смотреть "в интернетах", что известно об этих метрических книгах, обнародована ли ценная информация о "жемчужине" нашего разграбленного полуострова? Нашла. В мае 2013 г. на сайте http://studinfo.crimea.ua опубликована статья "Пилигримы Крыма" о Девятой научно-практической конференции с одноименным названием. Вот и абзац о метрических книгах:
     "Ровно в три часа нас приглашают в зал - начинается конференция. Первой свою работу "В поисках Ялты. Записки музейщика", изданную несколько месяцев назад, презентует Зинаида Левицкая. Книга является итогом тридцатипятилетнего труда, что ощущается в волнении, с которым автор рассказывает о наиболее запомнившихся моментах работы. Во время презентации складывается ощущение, что Зинаида Левицкая действительно искала Ялту подобно тому, как ищут Атлантиду: искала новые факты, истории, умоляла работников местного ЗАГСа сохранить забытые метрические книги, которые уже давно принимаются за макулатуру. "Однако эта книга писалась не для специалистов" - отмечает автор. Она писалась для обычных людей, которых интересует историческая жизнь тех мест, которые нас окружают".
     К сожалению, автор интернет-статьи Дарья Сплюхина если и присутствовала на конференции физически, то, очевидно, витала в облаках, и уж книгу Ливицкой в руки не брала, поскольку именует ее ЛЕвицкой и додумывает несуществующие события вымаливания у каких-то мифических работников местного ЗАГСа сохранить забытые (кем забытые? В ЗАГСе забытые?) метрические книги.
     Сама же Зинаида Ливицкая подробно рассказывает о том, как были найдены "книги судеб", работников ЗАГСа там нет и в помине, а сам рассказ заслуживает быть воспроизведенным полностью:
     "Хочу рассказать, как это было. В январе 1987 года меня пригласила к себе в кабинет заместитель директора музея Антонина Николаевна Кизилова (ныне директор Выставочного зала Союза Художников Украины). Она протянула мне, как тогда показалось, большую толстую тетрадь в картонной обложке и спросила: "Нужны ли музею такие экспонаты?" (удивительный вопрос возник у заместителя директора историко-литературного музея – прим. А.К.) Беру тетрадь и читаю: метрическая книга Аутской Успенской церкви за 1888 год. Мгновенно поняла, что найду в этой книге. Лихорадочно пролистав ее, нашла запись о браке классного художника архитектуры Николая Петровича Краснова и ялтинской мещанки девицы Анны Михайловны Фарбштейн от 13 ноября 1888 года. Это запись о браке выдающегося архитектора Н.П.Краснова, тогда ему было 23 года, он только начал работать в нашем городе, женился здесь. И сколько еще важных данных может оказаться в такой книге! "Конечно, нужны. Это ценнейший документ..." - сказала я тогда. "Эту книгу, - продолжила Антонина Николаевна, - вчера принес мне мой сосед, он работает на базе "Вторсырье". Несколько таких книг привез кто-то в обмен на дефицитную тогда туалетную бумагу". (!!!) Нужно было спасать книги, и немедленно. С этим мы отправились к директору музея Александру Альфредовичу Рыбке, которого долго уговаривать не пришлось. Тогда возник вопрос, кто поедет за книгами. Мое сердце рвалось туда, но я понимала, как важны эти книги для историков, и предложила поехать сотрудникам отдела дореволюционной истории. Две милые дамы, работавшие в этом отделе, посчитали для себя зазорным, как они сказали, копаться в мусоре.
     Итак, поехали директор музея, пожилой рабочий музея В.Я.Гузенок (он вечно что-то мастерил в крохотной комнатке при музее), еще один рабочий А.К.Сыкалов, отец большого семейства, пьющий, но добрый и старательный человек, и, конечно, я. С нами был еще молодой парнишка, мелькнувший случайно на музейном небосклоне и быстро исчезнувший, а также водитель музейного автобуса "Кубанец" Ю.П.Власов. Вот такая команда спасателей отправилась на базу "Вторсырье".
     (...дальше большой абзац об ужасной погоде в этот день, безрезультатных поисках на базе, темноте, ледяном ветре, бездомных собаках - прим. А.К.).
     После продолжительных и безрезультатных поисков я обратила внимание на рабочих "Вторсырья", которые сидели неподалеку и всем своим озорным видом показывали, что они ждут от нас какого-то поступка ("озорным видом" обладать, сидя в темноте в ледяном ангаре - а автор книги обладает оригинальным стилем повествования))) - прим. А.К.) "Александр Альфредович! - сказала я тогда, надо дать на бутылку, иначе ничего не получим". После некоторых колебаний он отправился на переговоры, и мы увидели, как из кошелька директора полновесные советские рубли перешли к трудящимся базы, а еще через несколько минут нам выкатили тележку с метрическими книгами. Погрузив драгоценные документы в автобус, мы благополучно вернулись в музей. Там в компании с фондовиками (так в музеях обычно называют сотрудников отдела фондов) мы сушили, выпрямляли, листали, всячески "нянчили" книги. Ведь они были уже спрессованы, упакованы в проволочные ящики, хранились на открытом воздухе и были влажными (а сколько погибло, и уже безвозвратно! - прим. А.К.).
     В тот же день, а именно 27 января 1987 года, был составлен акт о том, как и где были обнаружены эти важнейшие документы истории. (...) До сих пор не могу вспоминать об этом эпизоде моей музейной жизни без сердечного содрогания...".

     Зинаида Ливицкая публикует впервые уникальные фото первоначального места захоронения А.Г.Достоевской на Аутском кладбище.

     Цитата из книги: "О.А.Кузнецова присутствовала на похоронах А.Г.Достоевской. Вот, что она запомнила: гроб вынесли из гостиницы и сначала перенесли его в часовню, построенную в память Александра II на Набережной, там была отслужена лития. Часовня была маленькой и не могла вместить всех, кто пришел проводить в последний путь А.Г.Достоевскую. Потом по Аутской улице гроб перевезли в Александро-Невский собор, там он простоял несколько месяцев в нижнем храме. Потом ее похоронили в склепе, который находился в Аутской церкви. В конце 1930 года Аутская церковь была снесена, а склеп разрушен. "Помню, как к доктору Дьяконову (А.В.Дьяконов (1870-1934) - ялтинский врач, лечил А.Г.Достоевскую, писателя С.А.Найденова, В.М.Молотова - прим. З.Ливицкой). с этой вестью прибежал профессор Голубов (Н.Ф.Голубов (1856-1943) - ялтинский врач, профессор медицины - прим. З.Ливицкой), - рассказывала Ольга Александровна. Он с ужасом говорил о том, что гроб стоит "прямо на земле и дождь льет на седую голову Анны Григорьевны". Тогда они, А.В.Дьяконов и Н.Ф.Голубов, написали петицию городским властям о перезахоронении А.Г.Достоевской. Известно, что это было выполнено: А.Г.Достоевскую похоронили на Аутском Успенском кладбище и на ее могиле установили простой железный крест с надписью (см. фото выше). После Великой Отечественной войны Ялтинским горисполкомом на могиле был установлен памятник из черного мрамора (боюсь даже предположить, где его взяли, с такими-то фасочками характерными... - прим. А.К.), а в мае 1968 г. прах А.Г.Достоевской был перезахоронен в Ленинграде рядом с Ф.М.Достоевским. (...) В метрической книге Александро-Невского собора за 1918 год, в части III "Об умерших" читаем запись: о смерти Анны Григорьевны Достоевской, вдовы подпоручика, 72 лет, от геморрагического колиза". Исповедовал ее протоиерей Виктор Баженов, обряд погребения совершил он же, с протодьяконом Б.Очередко и псаломщиком Я.Розовым. Дата смерти - 9 июня, дата погребения - 5 ноября 1918 года".
     В заключение хочу добавить фото самой Зинаиды Георгиевны Ливицкой и содержание ее книги, возможно, исследователей заинтересуют и другие впервые опубликованные малоизвестные факты.

Анна Косова     
11 декабря 2013 г.     

/Все отчеты/


          При полном или частичном использовании материалов ссылка на НП "Общество Некрополистов" обязательна.
          © Некоммерческое партнерство "Общество Некрополистов" 2008 г.