О могиле Ю.И.Венелина
     В Москве, в Свято-Даниловом монастыре, на северной стене установлена памятная доска-кенотаф Венелину Юрию Ивановичу (1802-1839) - историку, филологу, публицисту, одному из основоположников славистики, деятелю славянского национального возрождения, похороненному на монастырском кладбище, после революции уничтоженном.
     Юрий Иванович Венелин (настоящее имя - Георгий Гуца) родился 22 апреля (4 мая) 1802 года в селе Великая Тибава, Береговский комитат, Королевство Венгрия, ныне Свалявский район Закарпатской области (Украина). Он - карпаторусс, сын православного священника. Обучался сначала в унгварской (ужгородской) гимназии, а с 1821 года - в Сатмарском епископском лицее, где и начались его занятия историей, с 1822 года - на философском факультете Львовского университета. Во время обучения он, не желая принимать духовный сан, изменил фамилию на Венелин-Венелович, чтобы скрыть свое местопребывание. В 1823 году Венелин вместе с двоюродным братом И.И.Молнаром бежал от религиозных притеснений в Россию, обосновавшись сначала в Кишиневе, где сблизился с болгарскими колонистами и их попечителем, наместником Бессарабии, генералом Инзовым, а с 1825 года - в Москве. Там он закончил медицинский факультет Московского университета (1829), занимаясь историческими изысканиями в свободное время. Окончательно поселившись в России, Венелин принял имя Юрий. После окончания учебы в университете Венелин некоторое время работал домашним учителем; среди его учеников были Константин и Иван Аксаковы, будущие идеологи славянофильства.
     Судьбоносным оказалось знакомство Венелина с М.П.Погодиным, А.С.Хомяковым, И.И.Срезневским, открывшее ему дорогу на страницы ведущих журналов эпохи ("Московский вестник", "Телескоп", "Отечественные записки", "Журнал Министерства Народного Просвещения"). Выступая с публицистическими статьями и историческими исследованиями, Венелин полемизировал с немецкими и австрийскими учеными, принижавшими историю и культуру славян. Особое внимание он уделял томящимся под турецким игом болгарам, чья история в то время была почти совершенно не изучена, а сама принадлежность к славянству подвергалась сомнению. В 1829 году вышла первая книга Венелина "Древние и нынешние болгаре", имевшая "значение не научного исследования, а скорее славянофильского воззвания, с восторгами пред прошлым и упованиями на будущее великого славянского народа". Стремясь во что бы то ни стало восстановить достоинство всех славян и болгар в частности, автор вольно оперировал историческими фактами, называя гуннов "сынами Руси", Словению - "Адриатической Украиной", Меровингов - "Мировичами", а Аттилу - "Русским Царем". В то же время Венелин впервые описывал современных болгар как этнографическую и историческую реальность; в его книге "болгары, которых еще недавно смешивали с сербами, впервые представлены были как многочисленный народ в пределах былой Болгарии, Румелии, Македонии, Фессалии, Албании, румынских землях, Бессарабии и Новороссийском крае". Книга Венелина, содержавшая множество положений, уже тогда отвергнутых наукой, была принята скорее неблагосклонно, хотя серьезных возражений ему никто не сделал.
     В 1830-31 году Венелин совершил долгожданное путешествие в Болгарию, ставшее возможным благодаря покровительству друзей и оформленное как официальная командировка Российской Академии, с "Высочайшего Государя Императора дозволения". Целью ее было "обозреть по возможности все хранящиеся в тамошних монастырских и других библиотеках печатные книги и рукописи на Славянских наречиях и на языке Молдавском, Волошском и Греческом".
     Венелину удалось побывать в Одессе (где за время недавней Русско-Турецкой войны 1828-1829 годов образовалась значительная болгарская колония, представители которой восторженно встретили его начинание), восточных областях Болгарии и в Валахии. Несмотря на чинимые турками препятствия и подозрения местного населения, итогом его экспедиции стали 66 "влахо-болгарских или дако-славянских" грамот, с 20 снимками, историческим предисловием, комментариями и словарем, а также записи произведений болгарского фольклора. Из-за трудностей, связанных с обработкой материала, отчет Академии был подан только через два года.

     В апреле 1833 года М.П.Погодин пишет из Москвы в Петербург А.С.Пушкину:

     "Господин Венелин (автор книги "Древние и нынешние болгаре") был послан от Академии Российской в Болгарию для исследований исторических и филологических. Полтора года он работал там среди чумы, холеры, горячки, лихорадки и варварства греческого, болгарского, волошского и иных, был болен, умирал. Привез добычу в Москву и занялся обрабатыванием, прося Российскую академию чего-нибудь ежемесячно или ежегодно на хлеб, квас и сапоги.
     Академия требовала собранных материалов немедленно. Венелин отвечал: "Я не могу прислать вам гиероглифов, а вот вам отрывок: болгарский глагол из составляемой грамматики и рассуждение о собственных именах. Дайте что-нибудь на пропитание". Опять тот же ответ. Венелин, наконец, оставаясь у меня на содержании, ибо негде ему было преклонить голову, кончил фолиант объяснений на болгарские грамоты с 14-го до 18-го века и послал оный вместе со снимками, собственноручно им сделанными на местах, паки и паки прося себе хлеба. И опять ничего.
     Итого:
     Спросите эти снимки в собрании, взгляните на них. Тогда вы почувствуете величие труда.
     Потребуйте от Академии, и чтобы она назначила господину Венелину содержание, пока он трудится для Академии, начиная с ноября месяца 1831 г., с коего времени он живет в долг... Надо подкрепить, подбодрить этого человека, а он бывает в отчаянии...
     Похлопочите же во имя божие для пользы общей.
     Хлеба господину Венелину на два года - награду высочайшую".

     Несмотря на значительные достижения экспедиции, Венелин не смог отделаться от репутации дилетанта; отсутствие ученых степеней и недостаточная строгость в методах стали препятствием к научной карьере. Так, в 1834 году он не смог, несмотря на протекцию Погодина, получить кафедру славяноведения в Московском университете, отданную М.Т.Каченовскому, стороннику взглядов на историю славян, ровно противоположных идеям Венелина.
     Вторая половина 1830-х годов оказалась для Венелина чрезвычайно плодотворной. Он продолжает публикацию новых статей о славянской истории, выступает в печати против "скандинавомании" (норманнской теории происхождения Руси); еще больше сочинений осталось в рукописи и было опубликовано уже после его смерти (в частности, первая в истории грамматика болгарского языка). Тяжелый труд, отсутствие постоянного заработка и признания подорвали здоровье Венелина, привели к туберкулезу, оборвавшему жизнь ученого в возрасте 37 лет, 26 марта (7 апреля) 1839 года. Его смерть вызвала в Болгарии многочисленные отклики; нарождающаяся болгарская интеллигенция находилась под огромным воздействием его славянофильских идей и считала себя в долгу перед русским ученым. На могиле Венелина, похороненного на кладбище Свято-Данилова монастыря в Москве, представители болгарской эмиграции в России поставили надгробный памятник с надписью: "Он первый напомнил свету о забытом, но некогда славном и могущественном племени Болгар и пламенно желал его возрождения. Господи, услышь молитву раба Твоего".
     Бесспорны заслуги Ю.И.Венелина в пробуждении интереса к славяно-болгарской истории, как в России, так и в самой Болгарии. Как утверждает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, "он разбудил Болгарию для новой деятельности, напомнил ей славное прошедшее, научил правильно смотреть на язык, традиции и все явления общественной жизни". Деятели болгарского национального возрождения называли Венелина своим предшественником, некоторые из них (Васил Априлов, Николай Палаузов) были знакомы с ним лично. Фамилия Венелина стала распространенным болгарским личным именем.
     В последние годы в России, Болгарии, Словении, Закарпатской Украине снова возникает интерес к наследию Юрия Венелина.
     В городе Свалява Закарпатской области (Украина) Ю.И.Гуца-Венелину установлена мемориальная доска.
     После революции 1917 года Свято-Данилов монастырь был закрыт, а его исторический некрополь ликвидирован. Останки Н.В.Гоголя, А.С.Хомякова, Н.М.Языкова, Н.Г.Рубинштейна перенесли на Новодевичье кладбище. Все остальные захоронения, в том числе надгробие Ю.И.Венелина, были уничтожены.
     В конце 1980-х годов Свято-Данилов монастырь был возвращен верующим. Тогда же правительство Болгарии установило на монастырской стене памятную доску-кенотаф с надписью "Юрий Венелин. 22 апреля 1802 - 26 марта 1839. От признательной Болгарии". Фото доски-кенотафа прилагается.

     Хочу обратить внимание, что даже некоторые москвичи путают кладбище Данилова монастыря и Даниловское кладбище. Однако это - разные некрополи, хотя и недалеко друг от друга расположенные.


23 июня 2013 г.     
Алексей Алякринский     


/Все отчеты/


          При полном или частичном использовании материалов ссылка на НП "Общество Некрополистов" обязательна.
          © Некоммерческое партнерство "Общество Некрополистов" 2008 г.