Отчет о посещении некрополей города Красноярска
|
...Заметил, что в последнее время все чаще приходится выезжать за пределы Москвы по печальным поводам. Вот и теперь вынужден был срочно вылететь в Красноярск, получив известие о кончине родного дяди.
С другой стороны, любой визит в другой город – это возможность ознакомиться с тамошними некрополями, их планировочными и ландшафтными особенностями, архитектурно-художественными и историко-мемориальными памятниками. Кладбище, на котором проходила погребальная церемония, расположено на правом берегу Енисея и является крупнейшим во всей правобережной части города. Официальное его название связано с местоположением в городской структуре и представляется довольно-таки мудреным: "Кладбище поселка Шинников". На городских же картах и трафаретах маршрутных автобусов фигурирует еще более странное словосочетание: "Шинное кладбище" (в Интернет, кстати, оно тоже попало). Понятно, что это всего лишь попытка как-то сократить слишком длинное название, но в данном контексте она вполне может вызвать несколько иные ассоциации...
Кладбище находится на горе, близ микрорайона, по имени которого оно неофициально называется еще и "Черемушками". Действительно, в обиходе красноярцев частенько фигурируют фразы: "кладбище в Черемушках", "похоронили в Черемушках". Двадцать с лишним лет назад, когда я был здесь в предыдущий раз, могилы занимали лишь восточную оконечность горы, а сегодня территория с захоронениями сильно вытянулась на запад.
По понятной причине у меня не было особой возможности углубляться в кладбищенские массивы, поэтому пришлось ограничиться несколькими центральными участками (здесь их называют секторами), а также территорией, тяготеющей к главному входу. В большинстве своем надгробные памятники – бетонные; их фасады оживляют орнаментальные композиции.
Хотя последние сделаны по шаблону, вариантов и подвариантов разнообразных решений достаточно много.
Встречаются надгробия, своеобразие которых достигается самыми простыми средствами, например, активным использованием цвета. В подобных решениях улавливаются традиции, свойственные восточным регионам России.
Когда я был здесь в 1988 году, меня поразило, что почти у каждой свежей могилы стоял скворечник. Не могу судить, региональная это традиция, или исключительно местная, но скворечники, правда не в таком большом числе, и сегодня попадаются на кладбище, оживляя ландшафт и внося в него элемент некой умиротворенности.
С исторической точки зрения Красноярск был и остается спортивным городом, а также крупным научным центром, связанным с космосом. Поэтому на здешних надгробиях нередки соответствующие "знаковые" изображения.
На следующий день я запланировал поездку на Троицкое кладбище – главный исторический некрополь города.
Когда-то он был на окраине Красноярска, а сейчас – почти в самом центре.
Я был много наслышан о деятельности красноярского краеведа и некрополиста Ольги Павловны Аржаных, но, честно говоря, специально не планировал встречи с нею, учитывая дефицит времени. Но, как говорится, человек предполагает... Буквально через десять минут мы с Аржаных столкнулись буквально лицом к лицу. Поначалу с ее стороны наблюдалась некоторая напряженность (ситуация для Красноярска непривычная - мало кто фотографирует на Троицком кладбище), но уже вскоре Ольга Павловна с присущей ей азартом показывала мне надгробия выдающихся деятелей и просто интересных людей Красноярска.
На этом кладбище похоронены ученые, военачальники, деятели культуры и искусства. В центральной части – надгробие в виде стилизованного красно-белого прапора, поставленное над могилой известного архитектора В.П.Петрусева, во многом сформировавшего облик Красноярска в 1930-50-е годы.
Поблизости от этой могилы - дореволюционные часовни.
В разных частях кладбища сохранилось несколько десятков памятников, выполненных в виде обрубленного дерева. В отличие от Москвы, где они имеют преимущественно темные тона, в Красноярске такие памятники выполнены из светлого камня и представляют собой яркие и привлекательные композиционные акценты, особенно заметные в солнечную погоду.
Много различных по формам и по образу памятников, поставленных над братскими могилами солдат и офицеров, военных и гражданских летчиков. Одни умирали в госпиталях времен Великой Отечественной, другие - уходили из жизни в мирное время...
Недалеко от храма – надгробие отца и деда знаменитых братьев Абалаковых.
Тут же – приблизительное место захоронения декабриста М.Ф.Митькова.
А рядом – памятник юноше с эпитафией: ПОГИБ НА СТОЛБАХ. Иной гость Красноярска еще поломает голову, что означает сия надпись, а местные жители даже не ставят кавычки, потому что для них и так ясно, что речь идет о заповеднике "Столбы", где окончили свой жизненный путь многие отчаянные скалолазы...
Но самым известной достопримечательностью Троицкого кладбища является относительно недавно возведенное надгробие Н.П.Резанову.
Читатель может ознакомиться со страницей, посвященной этому человеку, на сайте "Могилы знаменитостей". Вообще, история жизни, смерти и захоронения праха Резанова до сих пор хранит много тайн. У О.П.Аржаных есть по этому поводу ряд публикаций, в том числе, несколько книг, две из которых она на подарила мне на прощание. Еще одна ее книга – капитальный труд по истории Троицкого кладбища под названием "Что в имени тебе моем...", который также был передан мне и, таким образом, стал доступным для большинства членов Общества некрополистов.
В целом же, на этом кладбище, как и на многих других российских некрополях, чистые и ухоженные участки (во многом это - плод труда О.П.Аржаных и ее друзей) соседствуют с зонами "буйной природной растительности", где памятники не просто не видны – к ним трудно подобраться физически.
И, тем не менее, я покидал Троицкое кладбище на мажорной ноте – количество информации о похороненных на нем людях растет день ото дня, и со временем это не может не сказаться на качестве его общего благоустройства. Ольга Павловна категорически отказалась фотографироваться, полагая, что лучше уделить внимание ушедшим людям и памятникам на их могилах.
В этот же день у меня еще была запланирована поездка на кладбище "Бадалык" - самое большое и самое престижное кладбище современного Красноярска. Приблизительно полчаса на автобусе – и я нахожусь на северной оконечности города, которая действительно больше похожа на окраину, хотя с административной точки зрения территория Красноярска здесь не кончается. Перед входом – храм, построенный в начале ХХI века.
Перед тем, как начать ознакомление с кладбищем, я решил зайти в контору, чтобы узнать номер участка, где похоронен человек, которого я когда-то хорошо знал. Но из этой затеи ничего не вышло. Работники конторы отделались дежурной (и с пугающей быстротой распространяющейся по всей России) фразой о том, что "номера участков сообщаются только по предъявлении свидетельства о смерти умершего" (!?). Неужели они всерьез думают, что я буду искать могилу... живого человека? Мне ведь не нужно официальное подтверждение смерти, и как раз по этой причине у меня его нет. Мне нужно только узнать, где именно этот человек похоронен!
Но все было напрасно. "У нас такой порядок". Удостоверение Общества некрополистов возымело действие – но только до определенной степени. "Тогда вам нужно ждать директора, а вот когда он придет, никто сказать не может"... Не желая дальше терять время в никчемном диалоге, я направился на территорию кладбища.
Внимательнейшим (!) образом изучил висящие у входа "Правила посещения" и убедился в том, что о каком бы то ни было фотографировании в них не говорится ни слова. Поэтому и сразу начал делать снимки, как всегда, спокойно, без суеты, не обращая особого внимания на проходящих мимо посетителей и работников кладбища. На этот раз все обошлось без конфликтов.
Кладбище "Бадалык" занимает площадь около 100 (а в некоторых источниках указывается и значительно более солидное число) гектаров. Его осью является обсаженная елями Аллея Почета (тоже существует вариант: иногда ее называют "Аллеей Славы").
Но суть от этого не меняется: именно на нее ориентированы памятники наиболее известных красноярцев, прославивших себя во всех областях политики и экономики, производства и науки, культуры и спорта.
Обращают на себя внимание "местные", типично "красноярские" мотивы: на фасадах надгробных памятников изображены здания и сооружения, которые уже более полувека являются символами города - Речной вокзал и Коммунальный мост.
Как и на всех больших некрополях, фасады надгробий обращены к аллее вне зависимости от положения самих могил, поэтому одни памятники на моих фотоснимках оказались залитыми солнцем, а другие пришлось снимать контражуром.
Поскольку моей основной задачей было предварительное ознакомление с кладбищем, которое я должен был уложить в весьма короткий период времени, я не пошел дальше по Аллее Почета и развернулся на одной из близлежащих площадей. Как впоследствии оказалось, даже те несколько десятков памятников, которые удалось сфотографировать, оказались способными составить впечатление об этом некрополе у тех, кто никогда не бывал в Красноярске.
сентябрь 2010 г.
Сергей Мержанов
|
|