Леоновское кладбище
     Если жарким летним днем, приехать в Балашиху, по одной из главных улиц миновать центральную площадь, а затем плотину через реку Пехорку, между новым ярким жилым комплексом и рынком непременно обратит на себя внимание небольшая тенистая роща. Издалека её можно принять за небольшой парк или за нетронутый в черте города участок леса. И только местные жители знают, что в густой тени разросшихся старых деревьев лежит, забытое всеми, старинное Леоновское кладбище.
      Когда-то, несколько столетий назад, здесь, на берегах Пехорки стояли дремучие леса, а по обоим сторонам Владимирского тракта располагались села и деревни. На левом берегу Пехры находилась деревня с одноименным названием, принадлежащая когда-то боярам Яковлевым. В 1591 году село приобрел князь Алексей Голицын, а спустя 200 лет Михаил Голицын выстроил на этом месте роскошный дворец-усадьбу, которая являлась ярчайшим образцом русского классицизма

      В прилегающем к усадьбе лесу, который некогда был усадебным парком, прячутся гроты и изогнутые каменные лестницы. Загадочные сфинксы, обреченные на молчание, хранят историю усадьбы.

      Голицыным так же принадлежало и расположенное неподалеку, сразу за Владимирским трактом, село Леоново. Интересно, что в некоторых исторических источниках, Пехра-Яковлевское и Леоново обозначаются в нераздельной общности: «Село Яковлевское Пехорка тож известное в народе более под названием Леоново…». Однако, на картах 19 столетия, село Леоново и деревня Пехра – два разных поселения

Село Леоново с кладбищем на картах 1852 и 1968 годов

      Первое упоминание о Леоново относится к 1678 г. Учитывая, что на карте 1852 года Леоново обозначено как село, а Пехра, как деревня, храм, стоящий в этой местности, относился именно к Леоново.
      Интересны некоторые противоречия в сведениях о Леоновском некрополе. Есть две версии. Первая о том, что при старинном деревянном храме имелся древний некрополь рода Яковлевых (откуда впоследствии и пошло название усадьбы - Пехра-Яковлевское).
      «Некоторые старожилы рассказывают, что они доселе еще помнят надгробные камни на урочище, так называемом копылки (вероятно по вертикально установленным надгробным плитам - Л.) с надписями, что умершие были из дома Яковлева. На означенном урочище находился также в древности женский монастырь с кладбищем.
      Время построения деревянной церкви неизвестно, а каменная во имя Спаса Нерукотворенного вместо деревянной сооружена князем Голицыным в 1786 г)». Древнее кладбище у церкви якобы было уничтожено большевиками в 1933 году. Леоновское кладбище же было сельским и прямого отношения к усадьбе Пехра-Яковлевское не имело.
      Вторая версия - именно Леоновское кладбище являлось некрополем усадьбы. Проанализировав имеющийся небогатый материал, можно сделать вывод о некой третьей, наиболее вероятной версии. У старого деревянного храма, действительно имелись некие старые надгробия, которые, исходя из времени жизни Яковлевых, можно отнести к 16 веку. Впоследствии, в ходе благоустройства усадьбы в 1786г., на месте старого деревянного храма была построена каменный домовая церковь. Как правило, при домовых церквях не устраивали кладбищ. Одно дело иметь при церкви надгробия веков минувших и совсем другое - хоронить во дворе своей усадьбы членов семьи. Так, например, в одном тексте (не относящимся к рассматриваемой локации) встречается как раз описание проблем с захоронениями во дворе домовой церкви: «В 1756 году хоронить при церкви … было запрещено, так как церковь долгое время считалась домовой (господской), а не приходской и своей собственной земли для кладбища не имела. Владельцы усадьбы противились распространению захоронений в церковной ограде, рядом со своим домом.»
      Всё это свидетельствует в пользу того, что именно Леоновское кладбище было погостом Пехра-Яковлевского. Когда в 1933 году, когда храм подвергся разорению большевиками, скорее всего, были уничтожены те самые старые «Яковлевские» захоронения, располагающиеся на территории храма с 16 века. По крайней мере, даже Балашихинские краеведы не обладают информацией по уничтоженному кладбищу, которое якобы находилось на территории церкви.
      С середины 19 века село Леоновское с кладбищем стало относится к приходу Спасской церкви в усадьбе Пехра-Яковлевское.

      Писатель Василий Слепцов, останавливаясь в Леоново в 1860 году, в своих путевых заметках рассказывал: «Пошел я по тропинке: ельник стал мельчать, редеть, тропинка разбежалась в разные стороны и наконец совсем потерялась в небольшом овражке, за которым уже виднелось шоссе и большое село с белой церковью, старинным барским домом и застывшим прудом. Это Леоново. Трактиры, постоялые дворы, мелочные лавочки с лаптями и мятными пряниками, воза с отпряженными лошадьми, колодцы... одним словом, село на большой дороге во всей форме. Утро еще было, народу на улице много; тарантасы, телеги и обозы то и дело сновали по селу. ...После осмотра церкви пошли мы в сад, разбитый во французском вкусе позади большого старинного дома. В доме, говорят, есть коллекция картин и статуй, но я их не видел, потому что дом заперт. Сад с разоренными и запущенными грунтовыми сараями, с китайскими беседками и изломанными фонтанами - зрелище очень печальное по некоторым воспоминаниям, пробуждаемым этими вещами в душе русского туриста. Таких домов и садов осталось теперь не много; меркантильное направление не щадит их и быстро сметает один за другим эти памятники еще недавней старины... и этакое сокровище гибнет в двух шагах от Москвы».
            Слепцов В. А. Трудное время: Очерки, рассказы, повесть М., "Современник", 1986.

      Село активно развивалось. В 1900 году численность жителей Леоново составляла 600 человек. В окрестностях села располагались две небольшие суконные фабрики, воскоотбельный завод и пилорама, где изготовлялись ящики для пряжи, три шерстоткацких и одна льняная фабрики. После революции, Леоново стало резко приходить в упадок. По данным на 1921г., численность населения сократилась более, чем втрое. Молодые, увлекаемые переменами, уезжали, а старики умирали и обретали вечный покой на Леоновском погосте.
      С постройкой в начале 1960-х годов вокруг села новых жилых кварталов Леоновское кладбище было закрыто для захоронений. Само же село Леоново же просуществовало до 1970 года, когда было снесено в соответствии с планом городской застройки.

Село Леоново. 1966 г. Источник: http://www.etoretro.ru/pic61107.search.htm

      Некогда большое и богатое село с более чем 300 летней историей исчезло, оставив после себя лишь место упокоения нескольких поколений своих людей. Теперь, один из местных жителей пишет о Леоновском кладбище: «С дороги всегда открывается жутковатый вид. Металлические ограды могил в большинстве своем прогнили и обвалились, кое-где еще торчат покосившиеся металлические же кресты. Каменных надгробий не видел, из чего делаю вывод, что захоронения послевоенные, 50-х годов. Навести порядок на кладбище некому - можно предположить, что ближайшие родственники покойников сами уже отошли в мир иной». Однако, трудно согласиться с описанием «жутковатого вида с дороги». Кладбище начинается с тенистой аллеи. Эта единственная аллея проходит через все кладбище и выходит к шоссе.

      Сразу слева от аллеи располагается захоронение 1957 года с якорями на ограде. Остается неясным – имел ли погребенный отношение к флоту или якорь здесь используется как символ надежды. Табличка на надгробии не раскрывает этой тайны, свидетельствуя лишь о том, что погребенный был хорошим сыном, мужем, отцом и братом. Но скорее всего, якоря, в данном случае, отсылка к воинской принадлежности. Так структура изображенного якоря никак не выходит на «якорный крест», к тому же якоря помещены в лавровые венки, что обычно не встречается на надгробиях на которых этот символ используется в религиозном контексте.

      Общий вид кладбища с хаотично расположенными могилами разных периодов, безлюдного, утопающего в таинственном изумрудном свете.

      Формально, последние захоронения на кладбище производились в 1962 году. Однако, в глубине погоста можно встретить единичные более поздние погребения. Вероятно производились родственные подзахоронения по «договоренности» с должностными лицами, ответственными за данную территорию.
      Самым поздним из сохранившихся, вероятно является погребение 1999 года.

     Чуть более раннее захоронение 1994 года. Строгое черное надгробие с красивой эпитафией:
                               
Ты спишь, родная, и земное прочь!
Теперь ты безмятежна. Жаль, что ночь
Тебя окутала. А может яркий свет?
Скорей всего! Как жаль, что  рядом тебя нет!                 
      Кстати, похоже, что это единственная эпитафия сохранившаяся на кладбище.

      Еще одно позднее родственное подзахоронение 1999 г. Глядя на изувеченные фотографии, испытываешь некое грустное чувство от того, что время уже стерло изображения этих людей, которые их близкие поместили на надгробии для «увековечения» памяти

      На кладбище совершенно отсутствуют захоронения 70- 80-х годов. Вероятнее всего, это объясняется тем, что в 70-е годы, в связи с уничтожением села Леоново, захоронения прекратились и запрет на захоронения контролировался в 70- 80 годы городскими властями. Но с приходом перестроечных времен контроль за кладбищем был практически прекращен, зато появилась возможность договариваться о подзахоронениях «на рыночных условиях».
      Переходя к рассказу о надгробиях 60-50 годов, стоит отметить, что они представляют особый интерес в плане декоративного оформления, исходя из скромных возможностей и в тоже время естественного желания сделать надгробие чем-то по своему примечательным, отличным от других. Отсюда возникают наивные скульптуры, стилизации под старинные «голгофы»…. И конечно, непременные синие оградки с витиеватыми узорами.

     Одно мусульманское захоронение.

      Совершенное отсутствие структурированности захоронений, делает знакомство с ними весьма затруднительным. Могилы зачастую, располагаются прямо на тропинках, а переходящие друг в друга оградки весьма осложняют доступ к надгробиям.

     Единственное, пожалуй, «художественное» надгробие на Леоновском.

      Стоит обратить внимание на фото, ушедшей в землю оградки и фрагменты ограждения некоторых, совсем уже исчезнувших могил.

      Точно такими же оградками обнесены некоторые постройки на территории Пехро-Яковлевской усадьбы…

…и находящейся неподалеку от кладбища районной больницы

      Скорее всего эта ограда установлена в 1968 году, когда больница получила здание бывшего интерната. Вероятно, в ходе благоустройства «излишки» ограды перекочевали на кладбище.
      Наиболее распространенным видом надгробий Леоновского, пожалуй можно назвать воинские «пирамидки».
      В годы Великой Отечественной войны погребение останков солдат Красной Армии регламентировалось “Положением о персональном учете потерь и погребении погибшего личного состава Красной Армии в военное время”. На насыпной холмик над могилой устанавливалось надгробие «пирамидка» высотой 1,5 метра, сделанная из досок или камня. На «пирамидке» выжигался или записывался номер могилы.

Захоронение под «пирамидкой» в годы ВОВ.
Источник: http://www.diorama.ru/forum/viewtopic.php?t=5652

      В период войны в окрестностях Леоново действовали госпитали и умерших раненых хоронили на Леоновском кладбище. Краеведы считают, что все старые захоронения были уничтожены в годы ВОВ, когда умерших в госпиталях воинов хоронили обширными братскими могилами поверх старых погребений. Так же на кладбище имеется большое количество могил военнослужащих соседних гарнизонов уже послевоенного периода Так выглядят наиболее старые «пирамидки» Леоновского

     Забытое солдатское погребение под березой наводит на печальные размышления.

     Послевоенные захоронения военнослужащих.

      Интересная форма надгробия. Её нельзя отнести к традиционным «пирамидкам», и возможно, оно как «пирамидка» и не задумывалось. Навершие намекает на недостающий фрагмент - возможно крест или звезда.

     А это надгробие установлено возможно уже в наше время. Место партизанского привала. Сесть на бревнах да помянуть погибшего в бою товарища.

      Часто встречаются на Леоновском места захоронения отмеченные фрагментами железных кроватей. Надгробия на таких захоронениях отсутствуют. Учитывая ряд некоторых аналогичных факторов захоронений, можно предположить, что таким образом обозначались места групповых захоронений в случаях когда требовалось оперативное погребение при том, что было известно, что у данных лиц не осталось близких, которые могли бы впоследствии оформить могилу надлежащим образом. Эта предположение косвенно подтверждается информацией о воинских братских захоронениях.

      Отойдя от знакомства с надгробиями по временному признаку, обратим внимание на особенности некоторых видов захоронений. Так на Леоновском сохранилось некоторое количество детских могил.

     Могила пионерки.

      Переплетающиеся ограды самых разных форм, сливаясь в единый орнамент, создают иллюзию восприятия кладбища, как некой единой композиции, сочетающей в себе остановившееся время и скованное пространство.

     Земля прорастает сквозь могилы цветами, утверждая право проявления жизни в этом месте покоя.

      Кладбищенские кресты. Интересно, являются ли декоративные элементы свободной фантазией создающего крест или они носят отсылки к забытым элементам какой-то надгробной символики.

      Крест декорированный «розетками». Такие «розетки» встречаются в оформлении надгробий 16 века

      Изучая немногочисленные упоминания Леоновского кладбища, можно встретить скептические замечания о том, что старинных каменных надгробий на Леоновском не осталось. Тем не менее, надгробия 19 века (как минимум) на Леоновском сохранились.
      Начать их обзор хотелось бы с интересного примера «заимствования» старинного надгробия для более позднего захоронения. На Московских кладбищах, очень часто встречаются надгробия 19 века перебитые под захоронения 50-х годов. Вероятно, что в период уничтожения старых московских кладбищ, такие надгробия, оставаясь «бесхозными». Меж тем красота, «монументальность» и качество «на века», делали их пользующимися спросом. Но если в большом городе можно было найти мастера, который стесывал с надгробий старые надписи и наносил новые, то в селе в 1950-е годы такого человека, вероятно не было. Поэтому, в данном случае, пошли более простым путем – на старом надгробии закрепили недорогую плиту с именем усопшего. На задней же поверхности надгробия проступают стертые временем орнаменты оригинального декора.

     Надгробие постепенно уходящее в землю, но еще исполняющее свое предназначение – сообщать живым, что на этом месте « Покоятся тела __ __ __ Елены и Натальи».

     Два однотипных, но различающихся по декору надгробия. Оба выкрашены все той же, милой русскому провинциальному погосту, синей краской. Причем наслоений краски столь много, что поверхность надгробий уже напоминает мозаику. И сквозь эти слои, на одном из надгробий, проступает крест.

     Орнамент – «розетка» на надгробии - «саркофаге». Данный орнамент ведет свое происхождение из Древнего Египта, где он символизировал вид сверху на распустившийся цветок лотоса. Позднее «розетками» украшались погребальные стелы Древней Греции. Оттуда традиция перешла в романский стиль и подражающий ему Ренессанс.

      Одной из наиболее интересной находок Леоновского можно считать недооформившийся камень-следовик. Таким камням обычно сопутствовали различные легенды и предания, в которых происхождение выемок на камне связывалось с потусторонними силами. Многим камням, расположенным в необжитой местности, приписывались целебные свойства; некоторые камни пользовались почитанием местного населения, около них совершались жертвоприношения и молебны, сооружались часовни, при посещении таких камней у них оставлялись продукты питания, сладости, иконы или зажжённые церковные свечи. Вблизи следовиков могут находиться так называемые «деревья желаний».
      Данный следовик, находится, судя по всему, на детской могиле. Никакого более надгробия на этой небольшой могиле нет. Аналогичное валунное надгробие 1642 г. описано в кормовой книге Кирилло-Белозерского монастыря - над могилой малолетней дочери дворянина: «камень невелик, без подписи, для признака».

     На одном из угловых участков кладбища, лежат на 2/3 ушедшие под землю, два больших красивых надгробия. Они больше чем все прочие, найденные на Леоновском каменные памятники. Один представляет собой «беседку», а другой, по видимому имеет «алтарную» форму. Под «алтарями» обычно хоронили лиц дворянского происхождения.

      Последними владельцами Пехры-Яковлевского была семья Роопов. Супруга генерала Христофора Роопа Мария Шелашникова, получила имение в качестве приданого. Мария, была младше своего супруга на 15 лет. В то время, как он, большую часть времени проводил с делами службы в Москве, молодая жена проживала в родовом имении. Народные предания рассказывают, что Мария, была очень дружна с сельскими девушками - устраивала для них большие чаепития в усадебном парке. Мария завещала по смерти похоронить её в любимом ей Леоново. Она умерла в голодную зиму 1918-1919 года в Москве. На санях её тело перевезли в Пехро-Яковлевское и похоронили на Леоновском кладбище. Могила считается утраченной.
      Как знать, быть может, роскошное надгробие – беседка было установлено на месте упокоения последней хозяйки усадьбы.
      Завершая прогулку по Леоновскому, хочется отметить двоякость впечатлений от этого места. С одной стороны, оно безусловно интересно, как старое сельское кладбище, почти не тронутое за последние 40 лет. С другой стороны – разрушение захоронений оставляют самое тягостное впечатления. Искореженные остатки надгробий, изувеченные фотографии, стертые имена - как безусловная победа забвения над попытками людей удержать в этом мире имена ушедших, быть может, в надежде, что кто-то, будет также удерживать память и о них самих.

     Кладбище продолжает медленно умирать. И только старые деревья охраняют его покой, с тревогой перешептываясь о неясном будущем этого места.

      А между тем с 2000 года строятся планы о ликвидации погоста и либо превращения его в парковую зону, либо просто установлении маленькой часовни. В мае 2015 года Администрацией Балашихинского округа издано предписание: «В связи с высокой вероятностью возникновения оползневых процессов, вымывания останков и попадания поверхностных стоков в реку Пехорка, в целях исключения возможности повреждения мест захоронений, расположенных на территории кладбища «Леоновское», согласовать с администрацией городского округа Балашиха проект мероприятий по перезахоронению части захоронений». Учитывая, что по одну сторону кладбища уже возведен новый жилой комплекс, а земля по другую сторону – является предметом пристального интереса застройщиков, «частичным перезахоронением» дело вряд ли закончится. Ниже 3D – проект вида в районе нового ЖК. Часовенка стоит на месте кладбища.

      Было бы хорошо подойти к делу реорганизации кладбища без спешки, с привлечением историков. Пускай на этом месте появится зеленая зона с часовней. Но можно было бы реставрировать и установить около часовни наиболее старые каменные надгробия (как это, например, реализовано в Коломенском). А еще, непременно разместить информацию, хотя бы через неброский QR-код об этом месте – Пехра-Яковлевском некрополе (Леоновском кладбище).


Лада (LNT)     
июнь 2015 г.      

/Кладбища России/


          При полном или частичном использовании материалов ссылка на НП "Общество Некрополистов" обязательна.
          © Некоммерческое партнерство "Общество Некрополистов" 2008 г.