Имя, забытое в истории: Надежда Петровна Ламанова

      Возможно, мой отчет не совсем связан с некрополистикой, но эта длинная история, началась именно с находки могилы. Да и люди, о которых расскажу, занимаются изучением прошлого. Я всё ждала, что история закончится чем-нибудь и тогда уже написать обо всём сразу. Ну, раз не выходит пока, буду выкладывать частями. И пока что часть этнографическая.

      Ещё в очень далеком году наш коллега Сергей Лепешкин (возможно, с помощниками, не знаю) нашел на Ваганьковском кладбище заброшенную могилу Надежды Петровны Ламановой: модельера, художника по костюмам, театрального художника, чья судьба уникальна. До революции она была Поставщиком Двора Ея Императорского Величества. Платья, сшитые ею, хранятся в ряде музеев, в том числе в Эрмитаже. Тогда она работала с роскошными вещами. И тут пришла революция, царицы исчезли, однако Ламанова, будучи уже пожилым человеком, сумела перестроиться и начала создавать моду для работниц и крестьянок. Шила из подручных материалов, полотенец и солдатских шинелей, но у нее получалось делать красивые вещи из всего. Она единственная из русских модельеров, кто на конкурсе моды в Париже завоевал Гран При. Говорят, именно Ламанова придумала школьную форму. Еще шила костюмы для спектаклей МХАТа, фильмов «Цирк», «Александр Невский», «Аэлита» и др.

      О ней ходит много домыслов. Но есть сайт, которому можно верить. Его создают только на основе документов.

      http://www.lamanova.com/

      Больше 20-ти лет Дом моды Славы Зайцева проводит конкурс молодых модельеров имени Ламановой. Но вот о ее могиле до последнего времени почти никто не знал.

      «Общество некрополистов» несколько лет пыталось привлечь внимание к проблеме; представители ОН писали в Дом моды Славы Зайцева и также Александру Васильеву. Именно Александр Васильев на своей лекции поднял вопрос о могиле Ламановой.

НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ

      В итоге, из дам - близких к миру моды и услышавших слова Васильева - собралась активная группа, которые всерьез занялись проблемой. Ведь и биография великого модельера никем не исследована, одни слухи. Весь мир знает Коко Шанель, а своих героев мы часто забываем.

      Дом моды Славы Зайцева помогал. 19 февраля 2016 года там прошла конференция «Российская мода», посвященная Надежде Ламановой. Для нее друг Общества некрополистов, скульптор Константин Синявин создал бюст модельера. Его мы вместе с Петром Устиновым доставили в Дом моды, где собрался полный зал.

      Конференция шла весь день, вкратце ее не изложить, да и перевру. Хочу только рассказать о докладе из Эрмитажа, присланном хранительницей платьев Ламановой. Сама она не приехала, потому что ей 90 лет!

      Платья могли оказаться на помойке. Семья, где они хранились, не хотела больше держать их у себя. Они обратились в Эрмитаж с предложением их выкупить. Но музей отказал. Комиссия, которая устанавливает ценность вещей, объявила, что подобные платья есть в ряде музеев. Редкими они не являются.

      Тогда сотрудница Эрмитажа Коршунова Татьяна Тимофеевна, которой тогда было уже под 80 лет, провела сложную работу - объехала музеи и собрала документы, подтверждающие, что платьев, подобных ламановским, нигде больше нет! Добилась повторной комиссии. А в музей ей пришлось доставлять платья самостоятельно в коробках из-под яиц, которые она выпросила в продуктовом магазине. Доклад за нее прочла Юлия Попова, директор по развитию Дома моды.

      Должна сказать, очень редки случаи, когда после находки могилы начинаются серьезные исследования о жизни и деятельности умершего. Хотя порой только после таких исследований мы понимаем, как много для нашей страны сделал человек, лежащий в заброшенной могиле.

      Сейчас женщины, которых по традиции принято считать легкомысленными, раз они занимаются модой, проводят огромную работу. Пытаются получить разрешение на то, чтобы на доме Ламановой висела ее мемориальная доска, что в Москве почти нереально! Занимаются могилой, создали сайт, организовывают проведение конференций и выставок, пишут исторические статьи, нашли генеалогов для исследований.

      Кстати, о генеалогии. Биографией Надежды Ламановой занимается в Москве историк-генеалог Мария Маркович. А в Нижнем Новгороде (родина модельера - Нижегородская область) Татьяна Грачева, Председатель Нижегородского отделения Союза Возрождения Родословных традиций. Кроме того, оказалось, что Татьяна – хорошо знакома с Сергеем Баевым, членом Общества некрополистов. Правило шести рукопожатий сработало, мы все как-то пересекаемся. И она сделала мне неожиданный подарок - прислала историю происхождения моей фамилии.

«И ПОЧТУ ОГРАБИЛИ, И МОШКВИЧИ ПРИЕХАЛИ! …КАКОЙ ИНТЕРЕСНЫЙ ДЕНЬ!»

      Вторая конференция, посвященная Ламановой, прошла в апреле 2016 года в Сарове, в Доме ученых. Меня туда пригласили выступить, рассказать про Общество некрополистов. Я не привыкла выступать, поэтому совершила трусливый ход. Записала видеоклип про деятельность Общества, а себе на комментарии оставила пару минут.

      Ехать в Саров почти 500 км. Нас на микроавтобусе забрала Елена Бабинова, жительница Сарова, Член Союза журналистов. Именно она организовала конференцию.

      Сначала поехали в село Шутило - родину Надежды Петровны. Дорога туда долгая по Горьковскому шоссе, через непроходимые Муромские леса и знаменитый Муромский мост, который считают одним из самых красивых в России.

      Взрослым-то ничего, но с нами был ребенок, сын Марии Маркович, Андрюша. Он терпел. Ему нередко приходится жить в архивных гардеробах. Пока мама сидит в архивах, куда его по возрасту не пускают, он коротает время с гардеробщицами. Все слышали о детях, выросших в цирке и в театре, а есть и такие, что растут в архивах. По дороге Алла Соловская, известный фотохудожник, обогатила нас новым термином «шин-арт». Так она называет сооружения из старых шин, установленные вдоль дорог «любителями прекрасного». Кстати большинство снимков в этом отчете сделаны ею!!! Я так не сниму.

      Если мы ехали из Москвы, то Татьяна Грачева приехала в Шутилово из Нижнего Новгорода. Правда, там ее сразу же ….забрали в полицию. Ночью здесь ограбили почту, и полиция проверяла всех.

      Нас ждали в местной библиотеке, культурном центре села. Здесь сделали стенд, посвященный Ламановой. И вообще библиотека удивила наличием множества поделок. Здесь же собирают и старинные вещи. И здесь собираются дети, читают, изучают народные костюмы, всё это видно по снимкам, развешенным на стенах. Кажется, что жизнь в селе замерла, а культура осталась.

      То, что в селе родилась известная личность, из-за которой могут переписать историю мировой моды – событие для них важное. И дело отнюдь не в моде. Просто громкое имя может привлечь туристов, и даст дополнительный заработок. Сейчас в Шутилово проживает около 600 человек. Работа есть только на лесопилке, где зарплата шесть тысяч.

      В жизни села мало событий. В день нашего приезда были похороны, так и они оказались событием. А появление толпы женщин вызвало ажиотаж. С удивлением на нас смотрели все, даже лошадь, попавшаяся на дороге. Первый дедок, встреченный нами, спел нам песню про Шутилово и принялся зазывать в гости, типа, девчонки, пошли все ко мне, посмотрите, как мы живем. Второй просто клеился к компании, а потом подвел итог впечатлениям дня: «Надо же! И почту ограбили, и похороны были, и моШквичи приехали…»

      В общем, у него день прошел насыщенно.

ПОХОРОНЫ КУКЛЫ

      Впрочем, раз в год село наполняют толпы туристов. Только здесь сохранился древний языческий обряд - похороны Стромы. Обряд, как пишут, входит в Красную книгу фольклора. Все мы знаем про обычай сожжения Масленицы. Похороны Стромы примерно того же порядка, только происходят они через неделю после Троицы. Строма – это кукла, которая олицетворяет весну, ее хоронят, чтобы лето было плодородным. Праздник длится три дня. В первый день Строма ещё живая, ее почитают. На второй - она заболевает, к ней зовут врачей. На третий день она умирает, ее отпевает ряженый батюшка, и ее несут хоронить. Выносят в поле и там разрывают на части. Возможно, это остатки древнего культа, когда в жертву богам плодородия приносили живых людей. Когда село было большим, кукол «хоронили» несколько. На каждом краю свои похороны.

      Подробно об этом написала Алла Соловская и прочесть обязательно стоит! Ну, или хотя бы не полениться посмотреть фотографии. Я лично ничего не знала о таких мероприятиях и что народ в селах так развлекается, у меня некоторый культурный шок. Переписывать текст Аллы не буду, полагаю, все знают, как пройти по ссылке.

      на http://lamanova.com/16_shutilovo.html

      Я же взяла оттуда несколько снимков, о похоронах кукол мы еще не писали. Да и где их увидишь? Мне, кстати, интересно, почему у Стромы в ногах ряд туфель. Мы все задавались вопросом, зачем кто-то принес детские башмачки на могилу колдуна Лонго. Откуда сей обычай, надо будет почитать. Православная церковь неоднозначно относится к языческим праздникам, осуждает. Может и правильно, не надо играть со смертью? Как-то в село приезжали американцы. Сняли обряд, а потом сидели и ждали реальных похорон. Вскоре умерла одна бабка. Потом еще одна... Ушли все, кто снялся в фильме. И другие теперь стали умирать, даже молодежь. В селе сказали, что у них постоянные поминки. Но обычай кормит село, приезжают туристы. Да я и сама планирую поехать.

САРОВ

      Из Шутилово поехали в Саров. Он же Арзамас-16, он же Кремлёв, он же Горький-130, он же Москва – 300. Закрытый город, куда очень сложно попасть, где положили начало реализации масштабной программы Советского Союза по развитию ядерного оружия. Из Википедии: «Закрытое административно-территориальное образование, в границах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов и тд. Градообразующим предприятием Сарова является ВНИИЭФ — разработчик и производитель ядерных боеприпасов». Именно здесь работали Андрей Сахаров, один из создателей первой советской водородной бомбы. И Юлий Харитон, один из руководителей проекта атомной бомбы.

      На подъезде к Сарову стоят выгоревшие леса. Когда вокруг Москвы бушевали пожары в 2010-м году, здесь происходило то же самое. Только им было страшнее, если бы огонь вошел в город, рвануло бы на полмира.

      Почему для предприятия, где создавали атомную бомбу, выбрали Саров - место жизни великого русского святого Серафима Саровского – неизвестно. Может коммунисты посчитали, что старинное «намоленное» место ученым поможет? Верят же многие в «места силы».

      Ученые здесь были невыездными. Но жизнь им создали сытую и культурно насыщенную. Впрочем, всё равно они бежали отсюда, как только им разрешалось. Я спросила, кто из великих похоронен на местном кладбище, хотела туда сходить, но мне ответили, что все известные ученые похоронены в Москве.

      Мне показалось, что здесь два-три города в одном. Старая часть, где нас поселили в гостиницу, напоминает советский санаторий. Неподалеку от гостиницы стоит дом Сахарова. Академик Харитон жил напротив дома ученых. В доме Харитона всё сохранено как при его жизни и в будни работает музей. В выходные не попасть, там живут люди, им надо отдыхать. Так что мы, к сожалению, не попали. А дом Сахарова отдан под жилье, музея в нем нет.

      На снимках лес перед городом; дом Сахарова (вся улица состоит из примерно таких же домов); дом Харитона и мемориальные доски на нем; бюст Харитона, установленный рядом с первым домом ученых; первый дом ученых (уже закрыт, здесь построили новый); и собственно сама бомба под названием «Кузькина мать».

      Современная часть города такая же, как везде по стране, так что снимки давать не буду, и так их много. Вот только для самых умных строят отдельный поселок с хорошими коттеджами. Мы, увидев дома, все захотели здесь остаться, но, увы, ничего не пришло в голову, чтобы такого по-быстрому изобрести в ядерной физике...

      Своих дворников и разнорабочих в городе нет. Каждый день их из соседних деревень привозят на автобусах. Жителям Сарова работать дворниками ни к чему, если нет работы по специальности, живут на пособие по безработице, оно неплохое здесь. Мусор сами жители собирают раздельно.

      Как во всех закрытых городах преступности нет. Гардеробщиков нигде не держат. Все сами вешают одежду в гардероб, переобуваются, оставляют вещи и идут в зал. Вспоминаешь фильм «Формула любви»: «Жуткий город: девок нет, в карты никто не играет. Вчера в трактире украл серебряную ложку — никто даже не заметил: посчитали, что её вообще не было».

"МЕСТО СИЛЫ"

      Наутро мне в голову полезли разные мысли, о чем можно бы рассказать. Просто накрыло. Я села записывать. Весь день в своем номере и просидела. Может правда там «место силы»? Подумала, что можно процитировать Двамала, он ведь внятно объясняет, зачем ему некрополистика. Ведь когда известный человек заболевает, вся страна следит за его здоровьем. Мы как будто близких потеряли, когда узнали, что умер Владимир Высоцкий, Андрей Миронов… Поэтому люди хотят посетить их могилы хотя бы виртуально. Да и культуру советской страны тоже когда-нибудь станут изучать по кладбищам. И можно было бы процитировать Сергея Мержанова, который хорошо рассказывает, как эпоху можно изучить по могильным сооружениям. Понять и религиозный и национальный состав города, благосостояние народа, и какие производства были развиты.

      Вспомнила своих преподавателей в Литературном институте. Дословно их цитировать не могу, не записывала, но они всегда вели к тому, что надо помнить о том, что мир велик и появился задолго до нас. И в мире давно существует великая литература. И мы должны забыть, что мы студенты. Надо помнить, что мы коллеги тем, кто ушел до нас, и только с этих позиций работать. А если жить так, словно до тебя и трава не росла – ты просто катишься назад. Сохранение прошлого; сравнение себя с теми, кто жил раньше – только это и может вытаскивать наверх. А кладбища тоже часть прошлого.

      К вечеру у меня имелась готовая диссертация, с которой я так «коротенько, минут на сорок» могла бы выступить. К счастью, формат выступления я себе выбрала еще в Москве. Программки были отпечатаны, время оговорено. И я никогда в жизни не предполагала, что окажусь на одной программке с историком моды Александром Васильевым…

      Во время конференции поняла, какой тяжелый труд у исследователей моды. Так Арина Белякова, занимается изучением традиционного русского костюма, она художник-реконструктор. Ведь когда большевики пришли к власти в России, к традиционному костюму относились пренебрежительно. Пришла другая мода, революционная. Уничтожали память о прошлом.

      А фотохудожник Алла Соловская привезла фото-проект «Против течения». Снимала, как люди на улице реагируют на женщин в старинной одежде. Я взяла пару смешных фото.

      В Сарове понимаешь, что такое научная элита страны. Микрофоны в доме ученых, где мы выступали, не свистят; пульт, которым листаешь снимки на большом экране, работает без сбоев; а еще мне помогли разобраться с моим клипом, который мне в Москве смонтировали (профессионалы и за деньги!!!) не так, как я хотела. В Сарове же сотрудница разобралась за пять минут и передела всё, как надо.

      Почему же в Москве техника и люди всегда чудят, а мусор бросают на улице? Интересно, мы можем всей страной перевоспитаться или это дано только элитам?!

"А ГДЕ ВЫ В ЛЕСУ ТАКУЮ БАБУ НАШЛИ?..."

      На другой день нам провели экскурсию по городу, показали огромнейший монастырь. Сейчас он передан РПЦ, хоть и непонятно зачем. Монастырь должен жить, должны приезжать паломники. Но город-то закрыт для посещений! Еще нас провели в подземный храм, где жили самые убежденные подвижники. Вырывали себе кельи прямо в земле, приходил к ним только их исповедник, да еще сквозь узкие окошки им давали воду. Целыми днями они молились. По сути только уйдя от мира далеко, можно избежать греха. Подземные коридоры храма уходят на 8-12 метров вниз.

      Экскурсовод нас предупредила раза три, что такие большие группы в это место не водят. Но с нами же был Александр Васильев, который вежливо пропустил всех, сказав: «Дамы, вперед!». Ну, мы и пошли. Никогда не ходите в такие места толпой. Вдруг станет плохо, а выбираться крайне сложно. Или же нужно встать первой или последней, чтобы выйти быстрее, разойтись в таких коридорах двум людям невозможно. Ужас ужасный!!!

      Правда, сначала ты попадаешь в небольшую церковь, и кажется, что ничего не предвещает… Но потом тебя ведут по коридору. И чем дальше – тем страшнее. В конце пути мне пришлось выдохнуть воздух, чтобы протиснуться в щель. Когда и спереди, и сзади люди, а тебя сжимает земля и сверху, и со всех сторон, ты словно внутри могилы! Я бы умерла от таких ощущений, но умирать стоя неудобно, а там зажало, как Винни Пуха в дверях. Причем сам Александр Васильев туда не полез, вернулся назад. Благоразумно пропустив женщин и детей вперед, себе он оставил путь для отступления.

      Заехали на Пустынку, где жил Серафим Саровский. Фотки поставлю, потому что мало кто туда попадет. Там растет сосна, которой, по оценкам лесников, более 200 лет и она должна помнить старца Серафима. Возле сосны Алла Соловская и Арина Белякова устроили фотосессию, напугав местного жителя. Арина встала у сосны, тут ее и заметил гулявший мужчина. Он замер, побледнел, и стал, прячась за деревьями, красться к ней, как к призраку. Когда увидел Аллу с фотоаппаратом, выдохнул, поняв, что просто идет съемка, и подошел к Алле с гениальным вопросом: «А где вы в лесу такую бабу нашли?»

      И я могу только выложить пару снимков из Дивеево, точнее из купальни, вода в которой считается целебной. И зимой и летом она имеет одну температуру. Здесь всегда толпа паломников, но мы застали ее раним утром почти пустой. Редкий случай. И еще остановились в Ардатове, может, кому-то нужны снимки эти? Я вышлю.

     
ИТОГИ

      За это время у поклонниц Ламановой появились серьезные находки. Во-первых, прояснились истинные обстоятельства ее смерти, которую переврали, превратив в красивый и трагический миф. Правда нашлась в письме ее младшей сестры Марии Терейковской, адресованном Вере Мухиной.

      http://lamanova.com/16_letter.html#Tereykovskaya

      Нашла документ в архивах Вера Радвила.

      Из письма, кстати, стало известно, что Надежду Петровну подхоронили к мужу Андрею Павловичу Каютову. Великий человек своего времени. Много занимался благотворительностью, в том числе содержал церковный хор, который пел «накануне высокоторжественного дня рождения Е.И.В. вдовствующей Государыни Императрицы Марии Федоровны…». Видимо, хор считался лучшим в стране. Каютов много сделал для развития России, но лучше прочитать о нем в статье Марии Маркович.

      http://lamanova.com/16_family.html

      Могила его на Ваганьковском не сохранилась, как и документы о том, что он там захоронен. Все архивы сожгли сотрудники НКВД, когда к Москве подходили немцы. Но если ставить памятник, то и его имя должно быть на нем выбито.

      У меня тоже находки: рядом с дачей я нашла кладбище модельеров. Там участок Елены Супрун и она уступает места друзьям. Которых в Москве никто не может потом найти. И одна дама там очень загадочная, но пока я ничего не выяснила о ее смерти.

      И может это не в тему, но я бы могла разбиться на машине, если бы меня не утянули в Саров. Случилась одна поломка, и будь я в это время на трассе за городом - как я и планировала - меня бы закатали в асфальт. Но это произошло в Москве на самой тихой улице. Изменишь планы на выходные – изменишь судьбу. Как в фильме «Пункт назначения» живешь тут.
Елена Черданцева     
18 января 2018 г.      
Фотографии (многие из тех, что в отчете) сделала фотохудожник Алла Соловская      

/Все отчеты/


          При полном или частичном использовании материалов ссылка на НП "Общество Некрополистов" обязательна.
          © Некоммерческое партнерство "Общество Некрополистов" 2008 г.