Заброшенное кладбище рядом с Амурским мостом (г. Хабаровск)
|
Предпоследнее утро сентября выдалось прохладным, но сидеть в тёплом гнёздышке не хотелось. Ещё месяц назад мы запланировали поездку на заброшенное кладбище находящееся рядом с Амурским мостом. До обеда времени оставалось предостаточно и мы не мудрствуя лукаво быстро собрались в путь. Лёгкий моцион и вот мы уже удобно расположились на заднем сиденье южнокорейского "Daewoo" 23 маршрута. Название этой автомобильной марки переводится как "Большая Вселенная", но, городской автобус почему-то совсем не похож не то, что на вселенную, на космолёт даже не тянет. На остановке влетела ватага школьников активно обсуждая очередную компьютерную "стрелялку", за окном куда-то спешили люди, автомобильные клаксоны то и дело вступали в симфонию проснувшегося города.
Сошли на остановке Депо-2, это Краснофлотский район Северного округа, откуда до красавца моста рукой подать. Шли вдоль оживлённой развязки, леговушки пулями проносили мимо. Свернули под автомобильную часть моста и вот мы у подножья той самой горы на которой и расположилось кладбище.
"Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт" - это явно не про нас. Началось так называемое "восхождение". Маршрут я выбрал специально не из лёгких. Лишняя тренировка никогда ещё не повредит двум романтикам, увлечённым туризмом!
Прошедший ночью дождь изрядно подпортил первую часть подъёма, но, приложив небольшие усилия, мы выбрались к тропинке и увидели что-то смутно похожее на небольшие надгробья. Как выяснилось минутой позже вышли мы на небольшое кладбище домашних животных. Сделали пару снимков и остолбенели от изумления. На могиле собаки стоял мраморный православный крест.
Не знаю, чем руководствовался владелец умершего питомца устанавливая на его могиле распятие. Это беда нашего поколения. Мещанское гламурное сознание напичканое эсктрасенсами, инопланетянами, фен-шуем и прочей чепухой уже не замечает явного святотатства. Печально, что когда указываешь человеку на это, он либо рукой машет в ответ, либо смотрит на тебя волком. Но, печаль наша была не долгой. Мы посмотрели на вершину горы. Скозь густую багряную листву виднелся большой поклонный крест и мы устремились к нему.
Вершина горы представляет собой небольшую площадку с которой мы и сделали несколько пейзажных снимков.
Так где же кладбище? Мы взяли чуть правее и вот оно! Его и разглядеть-то сперва было сложно. Большинство металических памятников и крестов так заросли травой и кустарником, что мы сперва даже немного растерялись. Как проводить съёмку, если для того чтобы добраться до некоторых могил нужно миновать на первый взгляд непролазный кустарник? Осторожно, след в след мы спускались с горы и фотографировали.
Захоронения были 40-50-хх годов минувшего века, к сожалению многие надписи стёрлись, таблички проржавели и кто был похоронен под тем или иным надгробьем уже не сказать. Но и табличек, на которых надписи сохранились, тоже немало. Так, например, мы нашли могилу стахановца, электромонтёра ЦЭС "Амур" Александра Бессонова (1913-18.10.1951). К сожалению, больше никакой информацией об этом человеке мы не обладаем.
А главной находкой смело можно назвать могилу художника Михаила Евлампиевича Сергиенко погибшего в 1955 году. Вот, что о нём пишут на сайте хабаровского союза художников:
Родился в 1927 году в г. Артеме Приморского края. Окончил Владивостокское художественное училище, театрально-декорационное отделение в 1949 году. В 1951 году приехал с женой, художницей Галиной Кабановой, в г. Хабаровск и поступил на работу во «Всекохудожник» (Всероссийское кооперативное объединение художников). Участник выставок с 1953 года. 1953-54 годы были плодотворными для творчества молодого художника. В 1953 году Сергиенко представил пейзаж «Закат» и несколько этюдов на восьмую краевую выставку.
Картина «По ягоды» 1954 года, пожалуй, - самое значительное из известных произведений художника. Подружки с берестяными кузовками выходят на полянку, на их личиках восторг, как будто перед ними открылась сказка. Картина молодого художника, репродуцировалась в журналах и художественных открытках, много участвовала на выставках. На выставке «Художники РСФСР» была удостоена диплома второй степени. Произведения находятся в собрании Дальневосточного художественного музея (г. Хабаровск).
В 1955 году в 27-летнем возрасте художник Михаил Сергиенко утонул неподалеку от села Дада, где работал на этюдах.
Само собой могила художника находится в плачевном состоянии. Кладбище это в скором времени могут снести. Его и так уже "отполовинили" при строительстве моста. Пользуясь случаем, просим обратить внимание союз художников на это захоронение. А мы в свою очередь постараемся дать ряд публикаций в местные СМИ.
Алексей Карлин и София Маркова,
29.09.2014.
|
|